Международное рейтинговое агентство Fitch оценивает долю неработающих кредитов в Украине более чем в 50%. Причины разные: глобальный экономический кризис 2008 года и его последствия, новый кризис на фоне макроэкономической и политической нестабильности 2014 года, военные действия, падение на глобальных ресурсных рынках, утрата рынков сбыта России и СНГ и т.д. Однако кроме объективных факторов, существует еще один немаловажный фактор из категории "национальных особенностей" – недобросовестные действия заемщиков.

Пресса и руководители целого ряда украинских банков не раз писали о мошенничестве представителей крупных компаний АПК, недвижимости, ритейла, производства напитков, продуктов питания. В нашей практике финансового анализа в банковском секторе мы также часто обнаруживаем проблемные кредиты, которые возникли в результате непрозрачных схем.

Недостатки украинского законодательства, судебной системы и коррупция не позволяют кредиторам, особенно госбанкам и дочерним структурам иностранных банков, адекватно защититься от недобросовестных заемщиков. Суды длятся годами, и даже в случае позитивного для кредитора судебного решения его исполнение может быть долгим, дорогим и сложным. Наиболее распространенной уловкой, используемой недобросовестными заемщиками, являются схемы, связанные с залогом: вывод из-под обременения ликвидного недвижимого имущества, создание преград к физическому доступу к залогу, воровство движимого имущества. Схемы варьируется в зависимости от ситуации. Типичными также являются схемы фиктивного банкротства и схемы признания недействительным кредитного договора.

Читайте также - Денежная реформа в Индии. Почему экономике нужны коммуникации

Несмотря на то, что в большинстве схем ключевые активы переводятся с компании должника на другую компанию того же конечного собственника заемщика, который или продолжает бизнес as usual или выводит средства за границу, банки редко добиваются успеха в возмещении кредитных средств за счет данных активов. Причина – отсутствие договоров личного поручительства, признание их недействительными, а также слабое использование инструментов международного правосудия для поиска, ареста и конфискации активов за границей.

Что делать? Решения, которое стало бы волшебной таблеткой, нет. Но можно принять ряд мер, которые усилят позицию кредитора:

- использовать международные арбитражи или суды надежных юрисдикций для защиты своих прав по крупным кредитам, где есть основания подозревать заемщиков в мошенничестве;

- для этих целей включать в договора (кредита, залога, поручительства) международную арбитражную оговорку или подчинять их иностранному праву;

- использовать договора личного и имущественного поручительства конечного собственника заемщика, в том числе заключенные по иностранному праву, например, по праву Великобритании;

- регулярно проводить мониторинг физического наличия и адекватности документов в отношении залога;

- улучшить качество системы оценки и регулярного мониторинга платежеспособности заемщика;

- внедрить практику обмена информации между банками в отношении заемщиков-мошенников и сделать невозможным продолжение их финансирования при смене банка;

- использовать активное противодействие в судах попыткам фиктивного банкротства и признания договоров недействительным.

Читайте также - Потрбкредиты: стоит ли ждать нового бума. Инфографика

Борьба с недобросовестными заемщиками в арбитражах или в судах иностранных юрисдикций стоит недешево. Поэтому перед началом активных действий нужно оценить шансы на успех и реалистичную сумму возмещения; продумать вместе с юристами прагматичную стратегию как самого дела, так и структуру его финансирования. Такие структуры могут включать, в том числе, существенный компонент гонорара, который зависит от успеха дела (success-fee), а также вовлечение инвесторов, специализирующихся на финансировании перспективных дел (third-party funding).

Перспективный и цивилизованный способом решения конфликтов в кредитных правоотношениях - внесудебная медиация, институт которой в Украине только начинает развиваться. При таком подходе шансы на успех могут быть гораздо выше.

Дмитрий Ануфриев, партнер компании Делойт, департамент корпоративных финансов