Жесткий подход: банкам прописали переоценку рисков
48906_image_large.gif

Национальный банк Украины изменил подход к оценке рисков банками, приняв положение "Об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям". По новой методологии при оценке заемщика основной упор банки будут делать на проверку финансового состояния заемщика, в то время как в старой методологии основную роль играла история платежной дисциплины.

Новый подход должен гармонизировать требования к залогам и к оценке финансового состояния заемщиков с нормами системы международного учета Базель III. "Наши рисковики отработали так называемую Z-модель, когда состояние предприятия оценивается при помощи коэффициентов устойчивости, ликвидности и присваивается финансовый класс от устойчивого до близкого к дефолту", — рассказывала ранее в интервью ЛІГА.net замглавы Нацбанка Екатерина Рожкова.

Читайте также - Два года у руля: успехи и неудачи Нацбанка

НБУ разрабатывал новую методологию около года совместно с иностранными консультантами из Всемирного банка и МВФ. "Банки начнут использовать этот подход со следующего года. Но мы хотим поработать в тестовом режиме и, начиная с августа получать новые отчеты банков, чтобы посмотреть, как изменение оценки рисков отразится на кредитном портфеле, размере рисков, на оценке предприятий", — объяснила Рожкова.

Основные отличия

По сути, НБУ уже применяет эту методологию при стресс-тестировании. В результате, после диагностики 20 крупнейших банков по новым принципам — 53% кредитного портфеля финучреждений классифицировали как низкокачественные. Сами банки показывали только 27% плохих кредитов.

Потребность в резервировании или необходимости увеличения залогов по ранее выданным кредитам при новой методологии возрастет. Также увеличится объем проблемной задолженности банков. В первую очередь по кредитам физлиц, так как проблемной задолженностью будет считаться просрочка более 90 дней, а не более 180, как было раньше.

Изменение в оценках не улучшит качество активов, а покажет глубину проблем. "Регулятор учел бреши в предыдущей методологии (Постанова 23), которые позволяли банку завышать качество активов, таким образом, показывать большую, чем в реальности, капитализацию при высоких рисках", — говорит аналитик банковского сектора группы ICU Михаил Демкив.

По словам руководителя аналитического отдела Concorde Capital Александра Паращия новая методология уточняет формулу расчета кредитных рисков, которая в прошлом постановлении была не совсем корректной.

Несмотря на то, что этот подход к оценке рисков усилит устойчивость банковского сектора, банкиры не в восторге от нового положения НБУ. "Следует предоставить банкам возможность применения собственных моделей оценки кредитного риска поскольку каждый банк индивидуален, у всех разные подходы по принятию риска, компетенции по взысканию проблемных долгов. В рамках же нового постановления применяется одна уравнивающая модель для всей банковской системы", — говорит глава департамента по управлению рисками Альфа-Банка Украина Сергей Чорнойван.

Читайте также - Опережая ожидания: НБУ снова снизил учетную ставку

В частности у банкиров вызывают вопросы некоторые положения. В частности, то, что НБУ не признает как залог товар в обороте. Это основной вид обеспечения при финансировании рабочего капитала. Также банкиров смущает ужесточение влияния финансовых показателей заемщика на уровень вероятности дефолта по кредитной операции. Больше всего вопросов вызывает норма, согласно которой окончательное определение дефолта заемщика предоставлено на суждение инспектора НБУ. "Это может быть потенциальным полем для коррупции", — отмечает Чорнойван.

Тормоз для кредитов

Ужесточение требований регулятора может затормозить кредитование экономики и физлиц, так как банкам придеться присваивать заемщикам более высокий кредитный риск и автоматически увеличивать отчисления в резервы. К тому же не решен вопрос налогообложения резервов.

"Согласно Налоговому кодексу, только определенный процент резервов не облагается налогами. Банк может резервировать хоть 100% портфеля, но по дополнительным резервам у банков нет налоговых льгот", - сказал в интервью ЛІГА.net глава ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач. Это также не стимулирует банки выдавать кредиты, у которых не идеальная оценка.

"Рост уровня резервов свяжет определенное количество ресурсов и уменьшит потенциальные возможности кредитовать для банков, которые упираются в ограничения по ликвидности или капиталу", — говорит руководитель направления риск-менеджмента Траст Банка Алексей Билык. Также из-за влияния на регулятивный капитал, банкам будет сложно кредитовать новые инвестиционные проекты.

Для некоторых финучреждений новые правила могут стать фатальными. "Для нездоровых, согласно тренду в последнее время, - нужно будет или быстрее "выздоравливать" или объединяться с другими или уходить с рынка", — уверен Билык.

Татьяна Писаная