Нескорая помощь: зачем Украине третий транш  МВФ
49764_image_large.jpg

Международный валютный фонд решил продолжить кредитовать Украину. Сегодня ночью по киевскому времени Фонд объявил о решении предоставить Украине третий транш на 716,11 млн SDR (специальные права заимствования, SDR - ред.) или около $1 млрд. Деньги поступят в Украину в ближайшее время. Глава МВФ Кристин Лагард в обращении после заседания правления обратила внимание на то, что украинская экономика хоть и проявляет признаки восстановления, однако решение Фонда стало результатом компромисса.

"Исполнительный совет утвердил исключения относительно несоблюдения критериев эффективности, связанных с международными резервами, отсутствия накоплений задолженности по внешним выплатам и новых валютных ограничений", - сказано в сообщении организации.

Чем недоволен МВФ? Фонд рекомендует правительству не пересматривать налоговые ставки и улучшить налоговое и таможенное администрирование, рассказала Лагард. Кредиторы напомнили о пенсионной реформе и сокращении дефицита Пенсионного фонда. Также Украине советуют провести приватизацию, реформу госпредприятий, побороть коррупцию на высшем уровне и завершить реструктуризацию суверенного долга, который принадлежит частным владельцам облигаций.

Тернистый путь

Программу расширенного финансирования Международный валютный фонд впервые открыл для Украины в марте 2015 года. Она предусматривала выделение $17,11 млрд на протяжении четырех лет, с первым траншем в $5 млрд. Планировалось, что в прошлом году Украина получит до $10 млрд четырьмя траншами. Но в страну поступило только $6,7 млрд. Условия кредита предполагали ежеквартальный пересмотр программы, но со времени последнего транша прошло 13 месяцев. Причинами переноса стали проблемы с налоговой реформой, сложный процесс формирования госбюджета, затянувшийся на несколько месяцев политический кризис.

В июне МВФ планировал рассмотреть вопрос о возобновлении сотрудничества с Украиной в июне 2016 года, но заседание не состоялось из-за неких технических причин. Новой датой назвали конец лета, затем - начало осени.

Несмотря на громкие публичные заявления украинских топ-чиновников о перспективах транша, за месяц до нового "борда" многое поменялось не в лучшую сторону. По словам министра финансов Александра Данилюка одним из требований Фонда был полноценный запуск системы электронного декларирования доходов чиновников. Систему запустили, но без аттестата безопасности программного комплекса. Западные партнеры Украины возмутились. Делегация Евросоюза и посольства стран ЕС в Киеве призвали украинские власти в кратчайшие сроки обеспечить полноценное функционирование системы е-декларирования. По информации СМИ, подобное, но непубличное заявление в сторону украинского правительства сделал и МВФ.

1 сентября система электронного декларирования доходов госслужащих наконец заработала, хоть и со сбоями. Совет директоров внес украинский вопрос в свой календарь.

В итоге МВФ одобрил выделение транша в $1 млрд. Нацбанк ожидает получение транша уже в пятницу. "У нас уже есть сообщение от МВФ, что завтра мы получим этот $1 млрд: часть в СПЗ (SDR - ред.), часть в других валютах", - сообщила на пресс-конференции глава Нацбанка Валерия Гонтарева.

Транши МВФ пополняют международные резервы Украины, которые используются для проведения международных расчетов, покрытия дефицита платежного баланса, стабилизации курса гривни. Кредиты не поступали год, однако резервы НБУ пополнялись и на 1 сентября достигли $14,1 млрд. По итогам года НБУ планирует довести размер резервов до $17,2 млрд. Экономисты считают текущий уровень резервов вполне комфортным, так как он покрывает три месяца импорта, однако эффект от получения транша не будет долгосрочным. "Следует учитывать, что резервные активы НБУ сформированы во многом за счет заемных средств. По данным НБУ, краткосрочный чистый отток валютных активов в течение ближайшего года должен составить $2,1 млрд. Таким образом транш в $1 млрд покроет только половину от запланированного оттока валютных активов в течение ближайших 12 месяцев", - объясняет главный аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько.

От транша к траншу

Деньги МВФ открывают Украине доступ к кредитам со стороны ЕС и США. Приостановка кредитования ранее затормозила более $3 млрд помощи, которые правительство должно было получить от других доноров. Теперь у Украины открылась перспектива до конца года получить $1 млрд кредитных гарантий от США, 600 млн евро макрофинансовой поддержки от ЕС, а также кредит $500 млн от Всемирного банка для реализации энергетических проектов.

В Нацбанке и в Министерстве финансов надеются, что третий транш будет не единственным в 2016 году. Ближе к декабрю правительство планирует получить еще один перевод порядка $1,3 млрд. Однако эксперты полагают, что Украина может не успеть справиться с новыми требованиями Фонда, поэтому четвертый транш с большой вероятностью снова перенесут.

"Что касается четвертого транша, который по заявлению министра финансов и Нацбанка они ожидают получить до конца года, вероятность этого невелика. Даже если четвертый транш утвердят, вероятно это произойдет в первом полугодии следующего года. Это сложный процесс", - считает гендиректор инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала.

Перспективы гривни

Чиновники подчеркивали важность получения очередного кредита от МВФ. В четверг после новости о выделении транша гривня на межбанке укрепилась на 35 копеек до 26 грн/$.

Но чуть больше года без транша Украина прожила относительно спокойно. В первом квартале 2016 года ВВП вырос на 0,1%, во втором - на1,3%, темпы инфляции замедлились до 7,4%. Доллар с момента последнего транша подоролжал почти на 5 гривень, с 21,7грн/$ до 26,3 грн/$. Ощутимые скачки курса наблюдались в ноябре 2015-го (до 23,9грн/$), в феврале (27,2 грн/$) и в сентябре 2016-го (26,8 грн/$).

Читайте также: Год без МВФ. Какими будут последствия очередной отсрочки транша

"Ни в одном из перечисленных случаев отсутствие финансирования МВФ не являлось первоочередной причиной девальвации. В ноябре 2015-го и феврале 2016-го она была связана с ухудшением торгового баланса из-за сезонного роста импорта энергоресурсов и падения цен на сырьевые товары, которые экспортирует Украина", - объясняет Приходько.

Последняя девальвационная волна в августе-сентябре связана преимущественно с сезонными факторами, повышением спроса на валюту со стороны импортеров перед новым бизнес сезоном, репатриацией дивидендов нерезидентами. Еще одним закономерным фактором стала подготовка к отопительному сезону и выплата порядка $500 млн по обслуживанию внешнего госдолга.

Читайте также: Фактор межбанка: кто обвалил курс гривни

Александр Данилюк уже анонсировал, что транш будет способствовать стабильности курса гривни и стабильности финансовой системы. Экономисты не ожидают быстрого эффекта. НБУ как и прежде не намерен тратить значительные объемы резервов на поддержание курса.

"В сложившихся макроэкономических условиях получение очередного транша кредита МВФ способно оказывать лишь стабилизирующее, но не укрепляющее воздействие на курс гривни, - объясняет главный экономист Альфа-Банк Украина Алексей Блинов. - Слабость гривни в течение последнего года была вызвана такими фундаментальными факторами, как уменьшение объемов экспорта и отсутствие заметного притока частного капитала в страну". Поскольку транш МВФ никак не отменяет эти факторы, он не способен сам по себе изменить тенденцию на валютном рынке. "Осенью гривня будет сохранять сезонную повышенную волатильность в умеренных пределах (колебания амплитудой до 10%)", - говорит Блинов.

"Не исключаю, что в целях увеличения связанных с курсом поступлений в бюджет (импортный НДС и акцизы) правительство решит полностью "выполнить" заложенный в бюджете-2016 курсовой показатель (порядка 27 грн/$). Но это потребует ослабления монетарной политики и, соответственно, повышения инфляции", - говорит ведущий научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАНУ Ярослав Жалило. При прочих равных, возможно укрепление курса в течение сентября, некоторый откат в октябре и возможное нарастание турбулентности и усиление девальвационных трендов в ноябре в контексте ожидания очередного транша от МВФ, прогнозирует эксперт.

Кристина Болотова