Валерия Гонтарева: В Украине идет война "кошки против собак"
Валерия Гонтарева

Вчера в Киеве прошла конференция "Вектор 17: переломный момент экономических реформ. Как удержаться на правильном пути", организованная VoxUkraine и Kyiv School of Economics. Одним из спикеров была глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева.

ЛІГА.net выбрала самое интересное из ее выступления.

О политическом кризисе и популизме

Я очень боюсь того, что у нас сейчас происходит. Украина погрязла в глубоком политическом кризисе. Идет война "всех против всех", а точнее - война "кошки против собак". Это усугубляет и так сложнейшую ситуацию в стране. И уж никак не помогает проводить необходимые реформы.

Почему популисты пользуются сегодня такой популярностью? Это же проблема не только Украины. Посмотрите на мир. В последнее время популисты побеждают всюду, даже в развитых странах с высоким уровнем благосостояния населения. Хотя по логике, должны побеждать только тогда, когда в стране кризис, а народу очень сложно жить. Украина не может себе позволить такую роскошь, у нас попросту нет времени.

О поддержке НАК Нафтогаз Украины

2016 год - первый год, когда Нацбанк не субсидирует компанию НАК Нафтогаз Украины. В 2015 году поддержка составила 100 миллиардов.

О новой монетарной политике НБУ

У Совета Национального банка и правления нет никаких стратегических разногласий. Кто бы что ни говорил, включать печатный станок - это не наш путь. Мы придерживаемся новой монетарной политики - политики инфляционного таргетирования. Но если бы наш бюджет не был сбалансирован и у Нафтогаза был дефицит, мы бы не могли даже и думать о такой политике. На данный момент инфляционному таргетированию нет альтернативы. Она появится только тогда, когда показатель инфляции опустится до 5% и будет постоянно держаться на таком уровне. И только потом мы можем подумать о дополнительных инструментах.

Прогноз инфляции

В среднесрочной перспективе, инфляционная цель - 5%. У нас есть четкий план действий для достижения такого показателя. На 2016 год наш таргет по инфляции - 12%. На 2017 год плановый показатель инфляции - 8%. Сейчас мы почти достигли 12%. Теперь каждый рядовой украинец знает, что такое инфляция. Поэтому люди и волнуются, что поднятие минимальных зарплат на 3000 грн может только спровоцировать ее рост.

Читайте также - Ставка на понижение. Какой будет инфляция в 2017 году

В следующем году будет очень сложно. Мы посчитали, что повышение минимальной зарплаты, приведет к росту инфляции на 1%. Но, скорее всего, и ВВП страны увеличится на 0,5%. Главная задача Нацбанка - обеспечивать финансовую стабильности страны. Поэтому мы не можем опускать процентную ставку такими темпами, как хотелось бы.

О золотовалютных резервах

В феврале 2015 года наши резервы были на уровне $5 млрд. На конец этого года по прогнозам - $15,2 млрд. В этих резервах заложен всего один транш Международного валютного фонда. После него мы получили американскую гарантию, которая пошла на финансирование бюджета Украины. Мы уже получили три транша на пополнение госбюджета.

Это уникальный случай, который позволил нам не печатать гривню и начать нашу политику инфляционного таргетирования. На данный момент мы покупаем валюту для того, чтобы из страны-банкрота, где все резервы состояли исключительно из заимствованных денег, превратиться в страну, где есть резервы, состоящие из собственных ресурсов.

Украина без МВФ

В этом году мы четыре раза меняли прогноз по золотовалютным резервам. Изначально, показатель на конец года был на уровне $17,6 млрд грн. В эту сумму входили $1,3 млрд от Международного валютного фонда и $600 млн от Евросоюза. После того, как стало известно, что Украина не получит этих денег, мы уменьшили прогноз до $15,2 млрд.

Читайте также - Бизнес, деньги, НБУ. Почему Центробанк здесь лишний

Что же дальше? В следующем году Украина должна отдать $1 млрд транша по программе stand by, который получила в апреле 2014 года. Кроме того, по предварительным прогнозам, в следующем году дефицит текущего счета страны будет на уровне $2,9 млрд, также надо оплатить $1,5 млрд за обслуживание долгов. Без дальнейшего внешнего финансирования резервы страны начнут таять вместе с уверенностью в нашей микростабильности.

О пенсионной реформе

На сегодня Украина не сможет выжить без внешней помощи. Но для того, чтобы международные организации продолжали нас поддерживать, мы должны еще быстрее проводить необходимые реформы.

Почему все так боятся пенсионной реформы. Ничего странного и страшного в ней нет. Более того, все прогрессивные страны, которые провели у себя такую же реформу еще 50 лет назад, уже перешли на новую более эффективную ступень реформирования системы.

О судебной реформе

Слабое звено всей нашей страны - судебная реформа. Нам нужна защита прав кредиторов. Никто не возобновит кредитование в стране без защиты их прав. Почему банкам нужен капитал? Потому что им не возвращают кредиты.

Как быть, когда они обращаются в суд о невозвращении кредитов, а судебная система им доказывает, что тела кредита и в природе не существовало? Непроведение судебной реформы - основная угроза экономической безопасности Украины. Это раковая опухоль. Нет правосудия - нет реформам.

О либерализации валютного рынка

Не всегда достаточно одной политической воли. Она нужна для того, чтобы проводить реформы, а они, в свою очередь, тянут за собой макрофинансовые показатели. Они - основа для отмены ограничений на валютном рынке. В 2014 году, на случай захвата российскими войсками Мариуполя, мы разработали специальный сценарий с очень жесткими валютными ограничениями. Но даже те ограничения, которые были введены - вынужденная мера.

Читайте также - Равнение на 27. Каким будет курс до конца года

Снятие ограничений и либерализация валютного рынка – это два разных, но параллельных проекта. Даже если мы снимем все ограничения, которые ввели во время кризиса, окажемся опять в парадигме валютного декрета 1993 года.

Для того, чтобы отменить ограничения, нужно сбалансировать рынок и наполнить его деньгами: привлечь инвестиции, провести успешную приватизацию госпредприятий. Либерализация будет происходить тремя этапами: экспортно-импортные операции; движение капитала; физические лица, где будет полная либерализация.

Деофшоризация бизнеса

Практически у 90% крупного бизнеса и 70% среднего бизнеса корпоративные права находятся за рубежом. Чем больше украинская компания, тем больше ее офшорный капитал. Поэтому, когда мы говорим, что нужно проводить деофшоризацию бизнеса, в итоге нам предстоит бороться практически со всем украинским бизнесом.

Наша идея либерализации валютного рынка построена на внедрении пяти основных правил BEPS (Base erosion and profit shifting, план действий Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. - Ред.): трансфертного ценообразования, репрезентацию нерезидента как за рубежом, так и в Украине, подтверждение ведения операционной деятельности. Последнее правило мы предлагаем реализовать через подачу нулевой валютной декларации для всего украинского бизнеса. Самое интересное, что для внедрения правил BEPS подготовлены уже все законопроекты и лежат они в комитете у Нины Южаниной (глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политики – ред.).

О защите кредиторов

Но на сегодня в приоритетном поле для Нацбанка - 20 законопроектов, которые лежат в Верховной Раде уже больше года. Но самое страшное, что главный из них - о защите прав кредиторов, "выкинули" с повестки дня еще месяц назад. В лучшем случае, за него проголосуют только в следующем году. А он очень важен для возобновления кредитования в стране.

О банке Михайловский

Ситуация с банком Михайловский возникла из-за некомпетентного выполнения своих обязанностей Нацкомфинпослуг. Законопроект о ликвидации НКФП почти восемь месяцев лежит в парламенте и его не поддерживает даже наш профильный комитет во главе с господином Рыбалко (Сергей Рыбалко – глава парламентского комитета по вопросам банковской деятельности – ред.).

Читайте также - Закон для Михайловского. Кто заплатит за гарантию президента

Этот банк работал не так давно, где-то с 2013 года. Половину своей жизни он провел в статусе "проблемный". Поэтому ему было запрещено привлекать депозиты. Для того, чтобы обойти запрет, собственник банка и глава правления придумали схему, по которой банк выступал представителем некой финансовой компании. Последняя привлекала депозиты населения под высокие проценты. Чтобы быть незамеченными, они проводили операции не в главном офисе, где сидел куратор Нацбанка, а в регионах. Договоры конечно же никто из людей не читал.

О возможности национализации ПриватБанка

Я сегодня была максимально откровенна с вами по всем вопросам. Но сейчас скажу вам, как глава Нацбанка, что информация о каждом банке - это банковская тайна.

Читайте также - Теория национализации. Нужен ли ПриватБанк государству

Татьяна Павлушенко