Все украинские правительства, в том числе и не самые эффективные, пытались провести налоговую реформу. Звучали зажигательные речи, повторялись все те же правильные слова об улучшении инвестиционного климата. Но благие желания упирались в один вопрос – "за какие средства кормить пенсионеров и чем прикармливать многомилионный электорат?". Ведь наши бюджетные обязательства составляют почти половину ВВП (около 47% ВВП в 2015 году). Радикально пересмотреть их духу не хватает. Собственно, на этом некомфортном вопросе все налоговые реформы и заканчивались, а "реформаторы" терялись в поисках "компенсаторов" миллиардных бюджетных потерь от снижения налоговой нагрузки.

Но проблема уродливой налоговой системы никуда не девается, и мы снова являемся свидетелями очередных реформаторских потуг. 3 сентября на Национальной раде реформ были представлены предложения улучшения налоговой системы. Я бы не хотел поспешно критиковать эти предложения, поскольку были озвучены достаточно общие идеи и, скорее всего, детали будут уточняться. Но по некоторым нюансам хотелось бы дать свой комментарий.

  • Идея "все по 20%" звучит красиво, но ее выгоды для налогоплательщиков совсем не очевидны. По сути, единственным реальным изменением будет снижение ЕСВ, но даже сама Министр финансов признала, что снижение ЕСВ до 20% не компенсируется повышением налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Кроме того, госпожа Министр обосновано не верит в быструю детенезацию нашей экономики. В этом контексте возникает вопрос – насколько серьезно это предложение, если бюджетные потери уже посчитали, а расходы только растут, и "компенсаторов", судя по всему, еще не нашли;
  • Основная "боль" бизнеса – это репрессивность налоговой системы. Если нужно – прижмут и никто, кроме связей и коррупции, тебя не защитит. Такое состояние вещей обусловлено тем, что популисты наобещали выдать украинцам из бюджета намного больше, чем может дать экономика. А под выборы ставки налогов еще повышаются. Поэтому, как только возникает необходимость дополнительных денег – включается пресс. Управлять политическим процессом без этого пресса просто невозможно. Об этом нюансе в концепции ничего не сказано. И, если судить по новым щедротам правительства (поднятие "социалки" с 1 сентября), отказ от "ручного" налогового пресса пока в планы не входит;
  • "Компенсаторы" в концепции детально не описаны, но, судя по всему, это будут дополнительные налоги. И здесь, наверное, не обойдется без "быстрых денег", таких как акцизы и налогообложение АПК. Стремительное повышение акцизов тянет за собой рост контрабанды. А это уже не совсем согласуется с озвученной реформой. А что касается АПК, то здесь Минфину нужно смотреть шире, и принимать во внимание тот факт, что сельское хозяйство - особый сектор, который щедро субсидируется основными странами-конкурентами. Как бы желание наполнить казну любой ценой не лишило нас значительной части валютной выручки. Да и перспектива ухода сельского хозяйства "в тень" тоже вполне вероятна.

В общем, из озвученного на Нацраде складывается такое впечатление, что есть стремление к чему-то позитивному, но пока что нет понимания, как это сделать. По-хорошему, нужно начать с обрезания бюджетных обязательств: почистить госзакупки, навести порядок на госпредприятиях и, наконец-то, провести пенсионную реформу и приватизацию. Ну, и заручиться поддержкой международных финансовых организаций – найти финансирование временных провалов в сборах налогов.

В любом случае, вопрос налоговой реформы нужно начинать решать прямо сейчас, поскольку грядущая политическая гонка и ее результаты в который раз отодвинут это намерение на восьмой план.

Генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital, председатель правления Бизнес-совета "Цена государства" Игорь Мазепа