Оба проекта налоговой реформы демонстрируют единое понимание главных направлений для изменений. Это, прежде всего, снижение фискальной нагрузки, уменьшения количества ставок налогов, упрощение администрирования. Вместе с тем, представленные проекты в разной мере решают поставленные задачи. Тогда как проект Комитета предполагает реальное снижение эффективных ставок налогов и сборов, в проекте Минфина основной упор сделан на прозрачность и перераспределение фискального давления между разными категориями плательщиков. Оба проекта уделяют значительное внимание ликвидации отдельных диспропорций в налоговой системе: чрезмерной нагрузки на фонд заработной платы, злоупотребления упрощенной системой налогообложения и так далее.

Плюсы и минусы

Проект Минфина представляет собой хорошо согласованную концепцию развития налоговой системы, исходя из баланса интересов налогоплательщиков и возможностей государственного бюджета. Прозрачность предлагаемой системы и конкурентоспособные ставки налогов и сборов действительно необходимы для улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала в долгосрочной перспективе. В то же время, вопреки задекларированным целям, предлагаемые Минфином изменения не приведут к уменьшению налоговой нагрузки, так как снижение ставок ЕСВ до 20% компенсируется увеличением ставок налога на доходы физических лиц (с 15% до 20%) и налога на прибыль предприятий (с 18% до 20%). Отдельное беспокойство вызывает резкое снижение максимального размера дохода для плательщиков единого налога третьей группы с 20 до 2 млн. грн., а также повышение ставок НДС на лекарственные средства с 7% до 20%.

Проект Комитета рассчитан на то, что существенное снижение ставок налогов поможет уменьшить теневой сектор экономики и, вследствие этого, обеспечит рост доходов бюджета. Вне сомнения, и это признают авторы проекта, этот шаг может быть эффективным только как одна из составляющих комплексного пакета мер, которые бы включали, среди прочего, мораторий на изменения налогового законодательства в течении определенного периода. Остается открытым вопрос, может ли государство позволить себе такой эксперимент, учитывая резкое снижение доходов бюджета, неизбежное на начальном этапе.


Эффект от внедрения

Проект Минфина не повлечет за собой значимого экономического эффекта, так как его внедрение не приведет к уменьшению фактической налоговой нагрузки на предприятия. Более того, перевод большей части плательщиков единого налога третьей группы на общую систему налогообложения может иметь негативные последствия как для малого бизнеса в Украине, так и с точки зрения доходов государственного бюджета. Улучшение инвестиционного климата, которое могло бы стать важным результатом внедрения этого проекта, на данный момент будет нивелировано другими факторами.

С другой стороны, проект Комитета, который предлагает радикальное реформирование налоговой системы путем снижения ставок налогов, мог бы стать одним из факторов роста украинской экономики. Однако сегодняшние реалии ставят под вопрос возможность его реализации. Кроме того, как указано выше, само по себе снижение ставок, без принятия мер, направленных на обеспечение стабильности налогового законодательства и борьбу с налоговыми правонарушениями, может не привести к желаемому эффекту.

Оксана Олехова, старший менеджер отдела налогового и юридического консультирования КПМГ в Украине