Вацлав Гавел (первый президент Чехии – ред.) в своей речи в честь пятидесятилетия ООН очень четко определил задачу приближающейся эпохи – радикальное обновление человеческой ответственности. Это вызов не только для Украины, но и для современной цивилизации, потрясенной панамскими скандалами, наплывом беженцев в Европе, социальным неравенством, проблемами бедности и голода в современном мире, кризисом институтов власти и демократии.

Конечно, чешский политик не рассуждает о налогах, он говорит об ощущении вечности существования наших поступков, об уважении к человеческому достоинству. Дело не в том, чтобы заставлять нынешнего бизнесмена чтить государственный бюджет, уплаченные налоги и помогать бедным. Скорее содействовать формированию нового мирового порядка, в котором транспарентность играет ключевую роль. И это, на мой взгляд, единственный путь улучшения мира.

Каждая реформа имеет своего заказчика. Налоговая реформа не исключение. Мы должны отказаться от позиции, что можем делать все, что нам только вздумается. Наше уважение к действительности, к людям, к бизнесу - именно это показатель эффективности реформ. И именно соответствие ожиданиям заказчика является основной задачей власть имущих.

Читать также: Догнать сильнейших: время радикальных реформ в аудите

Ожидания у всех абсолютно разные, как и заказчики: люди мечтают о достойном уровне жизни, бизнес ждет равных справедливых условий и правил, иностранные инвесторы уповают на законность и предсказуемость, прогнозируемость. Важно понимать ожидания каждого заказчика и следовать им. Баланс интересов найти нелегко, но ведь мы говорим о кодексе человеческого существования. И когда это станет абсолютной ценностью, найти баланс получится очень быстро.

Итак, базовые принципы успешной налоговой реформы: справедливость, простота, поощрение инвестиций в инновации и образование.

Несбалансированная налоговая система ведет к социальному дисбалансу и несправедливости. Средний класс постепенно исчезает, а между богатыми и бедными слоями населения образуется огромная пропасть. Ситуация особенно накаляется при неподъемных и обременяющих налоговых ставках. Бедные платить налоги не могут, а богатые не хотят. Существующая налоговая система в Украине тому подтверждение. Меньше 1% компаний формируют 70% бюджетных поступлений. Это крупный или средний бизнес? Отчасти - крупный, и в большей степени - иностранный. А что с остальными 99% компаний? Конечно, можно предположить, что это малый бизнес, которому государство не создает условия для развития. Такая позиция во всех отношениях выигрышна как для предпринимателей, так и для политиков. Но так ли это?

Наличие законодательных требований к прозрачности структуры частной собственности изменило бы представление людей об экономической организации. Американский экономист и лауреат Нобелевской премии Рональд Коуз не пренебрегал вопросом, почему все производство не осуществляется одной большой фирмой. Задают ли себе этот вопрос нынешние политики? С увеличением размеров фирмы, по утверждению Коуза, может начаться сокращение доходов от предпринимательской функции, и издержки внутри фирмы будут возрастать. Кроме того, в Украине у малой фирмы преимуществ больше, чем у большой. Мораторий на налоговые проверки, упрощенная система без ограничений, отсутствие обязательства использовать кассовые аппараты – все это мотивация для дробления бизнеса. И это само по себе абсолютно естественно, предприниматель будет стремиться выполнять свои функции с меньшими издержками.

Чем проще налоговые правила, тем меньше в них разночтений, тем быстрее и дешевле процесс администрирования налогов, тем выше показатель соблюдения этих правил


В условиях экспоненциального роста технологий зависимость от 1% налогоплательщиков для государства крайне опасна, поскольку может привести к финансовому коллапсу в очень короткий промежуток времени. Возьмем в качестве примера область телекоммуникаций, представители отрасли входят в топ-100 налогоплательщиков страны. Еще пятнадцать лет назад мы жили без мобильных телефонов, без интернета. И сегодня две трети населения мира не имеют доступа к глобальной сети. Однако новая технология Loon позволит обеспечить доступом к бесплатному интернету все население посредством сети из воздушных шаров. Пилотное тестирование технологии провели в 2013 году в Новой Зеландии, сейчас ее улучшают и дорабатывают. Надо понимать, что как только интернет станет бесплатным для всех, потребность в мобильной связи просто исчезнет. Конечно, можно искусственно сдерживать научный прогресс, вводя на законодательном уровне ограничения к новым технологиям, но их распространение – лишь вопрос времени. Не поднимать налоги, а расширять круг налогоплательщиков в обмен на качественный сервис и справедливые правила игры, - пожалуй, это самый большой вызов существующей системе.

Читайте также - Доходы сводного бюджета за первое полугодие выросли на 30% - ГФС

Налоговая система должна упрощаться, освобождая бизнес от бюрократически-коррупционной нагрузки. Чем проще налоговые правила, тем меньше в них разночтений, тем быстрее и дешевле процесс администрирования налогов, тем выше показатель соблюдения этих правил. Инвестиции в инновации и новые технологии должны поощряться посредством налоговых стимулов (налоговый кредит, ускоренная амортизация). Стимулирование инноваций позволит найти новые источники роста в существующем падении экономической активности.

Проведение успешной налоговой реформы, на мой взгляд, - это задание политиков, наделенных огромной властью. И сложно не согласиться с Гавелом: "Главная задача современного поколения политиков - не снискать расположение общества своими решениями или телевизионными улыбками, чтобы побеждать в очередных выборах, оставаясь у власти до конца своих дней. Важно другое: взять на себя ответственность за долгосрочные перспективы современного мира и быть примером ответственности для всех тех, кто на них смотрит".

Елена Макеева,
управляющий партнер Аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Geneva Group International,
экс-заместитель министра финансов Украины