В начале июля Кабинет министров Украины внес изменения в существующий Порядок предварительного согласования цен в контролируемых операциях (далее – «Порядок»).

Несмотря на то, что Порядок приняли еще три года назад, по имеющейся у нас информации, до сих пор ни одна украинская компания так и не подписала с Государственной фискальной службой Украины (ГФС) договор о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях. В чем причина?

Раскрыть карты

Такая ситуация объясняется, прежде всего, рисками для налогоплательщиков, которые «перевешивают» возможные преимущества от сотрудничества с ГФС. В частности, предыдущие редакции Порядка не давали налогоплательщикам никаких гарантий того, что ГФС не придет с проверкой по трансфертному ценообразованию, если не согласится во время процедуры предварительного согласования с подходом налогоплательщика к обоснованию соответствия цен принципу «вытянутой руки».

Получалось, налогоплательщик сам своими действиями мог инициировать проверку контролируемых операций вместо того, чтобы подготовить документацию по трансфертному ценообразованию и ждать семь лет в надежде, что такая проверка его не затронет. Для этого он должен был собрать немалый пакет документов, предоставить их ГФС, ответить на все дополнительные вопросы, продемонстрировать свои помещения. И надеяться, что по итогам всех этих мероприятий ему не будут доначислены налоги, штрафы и пени.

Сами представители ГФС на семинарах и конференциях по трансфертному ценообразованию всегда подтверждали, что такое возможно. Неудивительно, что за три года не нашлось «смельчаков», которые решились бы добровольно пройти эту процедуру. Лишь одна компания обратилась в Фискальную службу в порядке предварительного рассмотрения, но эта процедура носит консультативный характер, позволяя налогоплательщику определиться с целесообразностью обращения с заявлением о предварительном согласовании цен.

Как пишут фармацевты в инструкциях к некоторым лекарствам, «препарат следует применять только в случаях, когда ожидаемая польза превышает возможный риск». Поэтому все эти три года бизнес ждал внесения изменений в Порядок, которые «обезопасили» бы налогоплательщика и позволили ему не бояться обращаться в ГФС с запросом о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях.

Простое решение

4 июля изменения наконец были внесены. Последней редакцией Порядка предусмотрено, что информация, документы и материалы, которые получит Государственная фискальная служба Украины от налогоплательщика в рамках проведения процедуры предварительного согласования трансфертных цен (в т.ч. процедуры предварительного рассмотрения), не может быть использована как основание для проведения мероприятий налогового контроля для определения соответствия цен в контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

Но возникает вопрос: каким образом будет обеспечено и гарантировано налогоплательщикам соблюдение представителями Фискальной службы данного положения Порядка?

Предварительное согласование трансфертных цен – одна процедура, а налоговая проверка по трансфертному ценообразованию – другая. В соответствии с Порядком, документы и информацию, полученные от налогоплательщика в рамках процедуры предварительного согласования цен, Фискальная служба будет не вправе использовать «против» налогоплательщика.

Но что может заставить представителя Фискальной службы «развидеть» то, с чем он не согласился в рамках предварительного согласования и не инициировать затем проверку? Что помешает представителю Фискальной службы, когда он знает где искать и что именно, заново запросить все те же документы, материалы и информацию, но уже в рамках налоговой проверки контролируемых операций по трансфертному ценообразованию?

Что же стоит изменить, чтобы налогоплательщики не боялись заключать с Государственной фискальной службой Украины договоры о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях? Точнее, не боялись обращаться с заявлением о проведении такой процедуры, предоставив Фискальной службе все связанные с контролируемыми операциями документы и информацию?

В некоторых иностранных юрисдикциях вопрос решили так: проверки по трансфертному ценообразованию проводит один департамент налогового органа, а предварительное согласование цен в контролируемых операциях – другой. При этом они не вправе обмениваться информацией о налогоплательщике. Следовательно, «проверяющий» департамент никогда не узнает с чем не согласился «согласовывающий», а значит и вышеописанных рисков у налогоплательщиков нет.

Чем не выход и в нашей ситуации? Все гениальное – просто, была бы политическая воля.

Алина Бакулина
руководитель Группы трансфертного ценообразования компании EBS

* После публикации текст и подзаголовок откорректированы по просьбе автора