Пока что едкие скептики молчат, понимая, что их день еще не пришел, оставляя шанс сварливым женам, гаишникам, налоговым инспекторам и украинским политикам (в мировом рейтинге они вне конкуренции и могут испортить настроение как друг другу, так и каждому из этого списка). В результате, только на этой неделе индекс S&P500 несколько раз обновил исторический максимум, добравшись до, казалось, недостижимой вершины в 1750 пунктов. Утро пятницы американские торговые площадки начали на отметке в 1752 пункта. Эйфория от продления шары продолжается, выталкивая вверх рисковые активы, обваливая золото и передавая привет доллару. Курс евро/доллар уже перевалил за отметку в 1,38, заставляя нервничать госпожу Меркель. Ну, а последняя, как и подобает настоящей женщине, нашла повод сорваться на Бараке Обаме, выбрав в качестве причины беспроигрышный вариант с прослушиванием телефона. Вроде и курсов валют не касается, да и отвертеться совершенно невозможно. И не только благодаря мистеру Сноудену, удачно растворившемуся где-то на бескрайних российских просторах, но и здравому смыслу, который подсказывает, что если у кого-то есть возможность слушать, то они будут это делать. Даже если в трубке будет отборный немецкий мат.

На таком фоне мы снова наблюдаем взрыв первичных размещений на развивающихся рынках. И совсем недалеко от нас, чуть севернее, день за днем инвесторов радуют новые предложения квазисуверенного российского долга (а иногда и далекого от суверенного IPO, после которого хочется аплодировать не только далеким российским банкирам, но и географически близким к нам инвесторам, открывающим новые горизонты не только в шоколаде). Впрочем, и в совсем далеких африканских джунглях не теряют времени зря. На этой неделе Кения объявила, что выбрала себе лид-менеджера для дебютного выпуска еврооблигаций. Казалось бы, где еврооблигации, а где Кения, но, в результате, не исключено, что доходность их дебютного выпуска окажется недалеко от украинской. И мы получим себе еще одну страну-аналог, наряду с уже привычными Пакистаном, Венесуэлой и Аргентиной. В украинском же сегменте, похоже, подошло к концу ралли, длившееся две недели кряду, сменившись умеренной фиксацией прибыли. Доходности приблизились к уровню, на котором их застало коварное решение Moody"s. И если Минфин таки выйдет с новым выпуском, будь то пятилетняя бумага или длинный выпуск, то вполне реально уложиться в приемлемые 10%. Если, конечно, события последних дней не изменили аппетиты правительства. Потому как хоть мы и стоим (или даже сидим, вспоминая украинский дзен) на месте, но делаем это очень активно.

Интуиция подсказывает, что нас оставили в какой-то сумрачной зоне, махнув рукой и отчаявшись дождаться прогресса

Прошедшая неделя (наряду с несколькими неделями ранее) заставила поговорить о месте Украины на карте мира. И исторической карте тоже. За короткий промежуток времени украинцам удалось сразиться с северными братьями-витязями, а чуть позже - и с братьями-поляками. Для чистоты эксперимента необходимо было бы встретиться в чистом поле с турками, чтобы дополнить картину и отразить историческую ценность момента перед подписанием договора о выстраданной ассоциации. Но с турками не сложилось - Эрдоган и Ко отделались легким испугом после прослушивания эпического "Я на Турцию…". Новый щит никто не прибивал, а сами янычары даже отказались выходить в плей-офф чемпионата мира, дабы не подставляться ненароком. Что ж, красоту момента они этим, безусловно, испортили, заставив перечитывать Лермонтовское "Бородино" и искать подходящие цитаты на будущее. Но с мысли все равно не сбили, а масла в огонь подлили другие далекие нерезиденты, удалив Украину из watch list (любой русско-украинский перевод этого словосочетания будет казаться словоблудием) индексного агентства FTSE. Причем, до этого решения мы находились на входе в сегмент frontier markets, в приграничной зоне. Т. е. нас не пустили в конец очереди, претендующей на вход в самую последнюю категорию, перед которой еще есть развитые рынки.

Интуиция подсказывает, что нас оставили в какой-то сумрачной зоне, махнув рукой и отчаявшись дождаться прогресса. Так обычно делают с редкими племенами аборигенов в сельве Амазонки или африканской саванне, отчаявшись сделать их цивилизованными, и решив, что пусть уж лучше они остаются приманкой для туристов, охочих до всякой экзотики. С одним условием – не выходить никуда дальше ареола их обитания, потому как столкновение с цивилизацией закончится плохо, как для цивилизации, так и для самих туземцев (в общем, Шенген дают с трудом). Такая роль была приятной и даже почётной лет 200 назад, когда по Земле еще мотались сотни обаятельных искателей приключений, сопровождаемых прекрасными незнакомками (без них никуда, ведь женщины так любят самовлюбленных безразличных авантюристов), пытавшихся оставить след в истории, нанести новую точку на карте и открыть счет в швейцарском банке. Но вот в нынешнем глобальном мире это уже стыдно и привлекает неудачников, "любителей" платить налоги и закомплексованных альфа-самцов. Так что можно гордиться своей самобытностью, представляя себя в образе Бреда Питта, отчаянно борющегося с дефолтом, торгующего крупными банками, да еще и поющего хорошо, особенно после сбора урожая. Но если подойти к зеркалу, то мы увидим постаревшего потрепанного жизнью толстяка с растрепанной бородой.

Несколько лет апатии привели к замечательной картине, когда выжившие устали быть пессимистами

В общем, вот он - результат реформ. Покращенный. Реформ, которые иногда приходится отменять. И хорошо, что до этого доходят руки. Очень занятые руки. Хорошим примером является тот факт, что введенный с помпой акциз на торговлю ценными бумагами могут отменить. Ожидаемого роста налоговых платежей не случилось. Вместо этого состоялся взлет торгов на загадочных биржах, типа Киевской межгалактической фондовой биржи, оставив с носом налоговиков. В принципе, сам этот факт мог бы даже порадовать, если бы не усложнил жизнь реальным торговцам реальными ценными бумагами. Кстати, на текущей неделе эти самые торговцы оживились, причем даже не на рынке облигаций, который пока с трудом отходит от перехода на обслуживание в Расчетном центре, а на рынке акций. Можно долго судачить, что стало поводом для роста рынка, в первую очередь акций Райффайзен банка Аваль, рассуждая о том, как продажа большого нефтяного актива в России может спровоцировать покупки на УБ. Тем не менее, индекс УБ в четверг, впервые с марта, ненадолго вылетел выше уровня в 900 пунктов. Удержаться там с первого раза не получилось, так что утро пятницы индекс УБ начал на отметке 890,96 пунктов. Будут ли силы для игр и роста - сейчас сказать трудно. Но радует то, что несколько лет апатии привели к замечательной картине, когда выжившие устали быть пессимистами. А, значит, им нужна лишь причина, чтобы стать оптимистами. И лучше эту причину поскорее выпускать на волю.

Обсудить на форуме

Сергей Фурса,
специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital