Кризис еврозоны наконец навалился всей своей тяжестью. Ставки не могли быть выше. Правительства и международные финансовые институты всячески старались прийти к единому решению в чрезвычайно жестких политических и экономических условиях. Многие вопросы по поводу планирования до сих пор остались без ответов; процесс же внедрения будет, как минимум, трудным.

Сейчас лидеры еврозоны должны стремиться сохранить не только единую валюту, но и выгоды от финансовой интеграции в Европе. Ни один другой регион мира не получил более существенной выгоды от международных банковских операций, но эти достижения сейчас находятся под угрозой - а с ними и сами европейские банковские группы.

Ни один другой регион не получил такой выгоды от международных банковских операций, но эти достижения оказались под угрозой

Угроза международным банкам исходит не только от ухудшения их балансовых отчетностей в условиях пониженного качества государственных долгов и слабых перспектив роста, но и от политических мер как таковых. Тот факт, что европейским банкам необходимо огромное количество новых средств, является на сегодняшний день общепризнанным. Однако, несмотря на отважные попытки новой Европейской службы банковского надзора по санкционированию и координации необходимых мер, европейское решение должно учитывать сеть зарубежных дочерних компаний по всей Европе.

Европейским банкам будет трудно мобилизировать поддержку, а распространять ее на дочерние компании - еще сложнее. Но, в отличие от с распространением госдолга в Европе, международный банкинг посредством иностранных дочерних компаний был выгоден инвесторам, материнским и принимающим странам, - нигде более, чем в развивающихся странах Центральной и Восточной Европы, по-прежнему наиболее важном экспортном рынке для еврозоны.

Для основных банков еврозоны это был регион необычайно больших возвратов, и в настоящее время он является неотъемлемой частью их деятельности. В развивающихся странах Европы иностранные дочерние компании помогали строить финансовые системы, которые менее склонны к нестабильности, и помогли экономике быстрее приближаться к среднему европейскому уровню дохода.

Когда в 2008 году разразился мировой кризис, не было никакой нормативной основы для защиты международных сетей, и были выявлены значительные уязвимости, в виде чрезмерного левереджа и курсов валют. Многое было сделано с тех пор: балансы были усилены и схемы финансирования скорректированы. Наряду с институциональными реформами на европейском уровне - в частности, созданием Европейского совета по системным рискам и Европейской службы банковского надзора - регулирование и надзор были усилены в принимающих дочерние компании странах.

Сегодня угроза финансовой стабильности, возможно, даже более серьезная, чем это было в 2008 году

Что-то из этого может сделать финансирование более дорогостоящим, но это также сделает банковские операции менее рискованным. В конечном счете, это хорошая вещь.

Тем не менее, сегодня угроза финансовой стабильности, возможно, даже более серьезная, чем это было в 2008 году, поскольку возможности правительств стран Западной Европы в поддержке банковских систем явно достигают своих пределов. Если иностранные банки позволят своим филиалам осиротеть на фоне ухудшающегося кризиса в странах базирования, это может подорвать доверие к финансовым системам развивающихся стран Европы, что может привести к снижению стоимости активов и стремительному сокращению кредитования. В конечном счете, это вернулось бы бумерангом к западноевропейским банкам, учитывая их глубокие финансовые и реальные связи с регионом.

В 2008 году такого катастрофического сценария едва удалось избежать - благодаря политическому вмешательству, в том числе за счет координации усилий в рамках так называемой Венской инициативы (в которой принимал участие и Европейский банк реконструкции и развития). В настоящее время крайне необходим новый договор для закрепления достижений в финансовой интеграции. Власти материнских и принимающих стран должны вместе сесть за стол переговоров.

Если иностранные банки позволят своим филиалам осиротеть, это может подорвать доверие к финансовым системам развивающихся стран. В конечном счете, это вернется бумерангом к международным банкам

Как и предыдущая Венская инициатива, Вена 2.0 потребует обязательств от всех заинтересованных сторон. В ответ на высокие требования к капиталу, предъявляемые со стороны властей, и необходимость выбора - нарастить капитал больше или продать активы, банки должны принимать во внимание важную роль, которую играют их филиалы во многих странах. Для многих банков это происходит естественным образом - их дочерние предприятия, как важные создатели ценности, имеют решающее значение для их бизнес-моделей. В некоторых случаях, однако, дочерние компании менее зависимы от размеров родителей – и менее значимы в построении стратегии.

Материнские страны также должны внести свой вклад. В еврозоне любая рекапитализация, гарантии и другие денежные средства, предложенные материнским банкам, должны быть доступны для дочерних компаний в равной мере. При любой реструктуризации, предложенной в обмен на поддержку капитала, следует принимать во внимание международный характер группы, и не ущемлять интересы дочерних компаний за рубежом.

Страны размещения дочерних компаний, со своей стороны, должны заверить материнские банки в том, что финансовое регулирование будет развиваться предсказуемо. Некоторые из недавних внезапных - и порой излишне амбициозных - мер по налогообложению отрасли или перераспределению нагрузки в виде кредитов в иностранной валюте сказались на запасах капитала и замедлили восстановление кредитования и роста.

Власти материнских и принимающих стран должны вместе сесть за стол переговоров

Все это требует координации. Европейская служба банковского надзора имеет шанс утвердиться. Она должна позаботиться, чтобы национальные интересы не подрывали целостность международных банковских групп. В конечном счете, нам необходимо общеевропейское страхование депозитов и банковский разрешительный орган, который сможет брать под контроль и реструктуризировать обанкротившиеся банки.

В то время как Европа способствовала развитию финансового и экономического развития стран еврозоны, нынешний кризис может нанести серьезный дополнительный ущерб далеко за ее пределами. Любое рациональное урегулирование кризиса должно обеспечивать целостность банковских групп и уважение интересов материнских и принимающих стран. В конечном счете, это международный банкинг, который находится в балансе.

Эрик Берглоф - главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)
©Project Syndicate, 2011