Плохие миллиарды. Почему банки не пользуются финреструктуризацией
За десять месяцев действия закона о финансовой реструктуризации банки 8 раз воспользовались этой процедурой. Еще две реструктризации ждут окончательного согласования.
Общий объем уже заключенных сделок – 8 млрд грн, сообщила LIGA.net глава Секретариата финансовой реструктуризации Юлия Костецкая. Большую часть этой суммы взял на себя Ощадбанк – 5 млрд грн.
В чем причина слабого интереса? Банки сами тормозят процесс, часто не соглашаясь на условия, которые подошли бы их заемщикам, особенно, если кредиторов несколько. Еще одна проблема – несоответствие норм закона положениям налогового кодекса, что делает реструктуризацию невыгодной.
Три кредитора
Общий объем неработающих кредитов в банковской системе достигает 295 млрд грн* (без учета портфеля ПриватБанка на 195 млрд грн), из них 65 млрд – зона АТО и Крым, рассказывает начальник управления реструктуризации задолженности Ощадбанка Ирина Мудрая.
"230 млрд – это 40 крупных заемщиков в разных банках, поэтому вариантов для финансовой реструктуризации не так уж и много, – говорит Мудрая. – Плохой портфель Ощада полностью состоит из кредитов, выданных до 2014 года. 20 млрд грн в нем – крымские кредиты".
Ощадбанк – единственный госбанк, который воспользовался возможностями финреструктуризации. На соглашение с банкирами пошли три заемщика: автодилер ВиДи Групп (две реструктуризации, принадлежит семье Джуринских), а также два девелопера мариупольский Марист-Трейд и киевская Нитеко (входит в группу Devision российско-латвийского бизнесмена Дмитрия Буряка).
Кроме Ощада финреструктуризацию в прошлом году проводили Альфа-Банк и Индустриалбанк, а также финкомпания Morgan Capital. Индустриалбанк – единственный, кто провел "коллективную" реструктуризацию: в ней участвовали принадлежащий тому же владельцу Экспресс-Банк и финкомпания "Капитал Экспресс".
Читайте также: Инфографика. Как топ-двадцатка банков пережила 2017 год
Две незавершенных процедуры касаются заемщиков Ощадбанка. Одна из них (производитель торфяных субстратов из Ровненской области "Торф Ленд") закончится в марте, вторая (Укрвторчормет, переработка металлолома, Киев) – в мае, говорит Юлия Костецкая.
С момента заявки и до окончательного согласования плана реструктуризации должно пройти не более 180 дней, говорится в законе. Быстрее всех с формальностями справились Альфа-Банк и Торонто-Киев – 28 дней. Дольше всего оформляли сделку Ощадбанк и Марист-Трейд – 185 дней.
"Срок реструктуризации зависит от того, насколько быстро должник сможет провести независимый аудит и экспертизу и представить их результат кредитору, – объясняет Костецкая. – Есть компании, которые регулярно аудировались "большой четверкой", делали переоценку залогов. Для них реструктуризация пройдет быстрее и дешевле".
Платит только должник
Инициировать процедуру реструктуризации должен заемщик. Для этого он подает свою заявку в Секретариат финансовой реструктуризации – орган, созданный весной прошлого года специально под выполнение норм закона о финреструктуризации. Но до этой стадии доходят единицы.
"У нас еще не было случаев, когда компания отзывает свою заявку из Секретариата, – говорит Костецкая. – Другое дело, что проблемы могут возникнуть еще на этапе предварительных переговоров – банки далеко не всегда согласны со структурой сделки, на которой настаивает должник".
Читайте также: Язык жестов. Почему НБУ и рынок не понимают друг друга
Вне зависимости от перспектив реструктуризации, компании нужно потратиться на аудит и независимую экспертизу, которые нужны для подтверждения "жизнеспособности" условий сделки, говорит Сергей Паперник, руководитель практики банковского и финансового права юрфирмы Ervis.
"В нашем случае (Ervis сопровождала реструктризацию долга компании Торонто-Киев перед Альфа-Банком) банк и заемщик начали переговоры задолго до того, как мы включились в сделку, – отмечает Паперник. – Аудитора выбирает кредитор. Многие банки видят в этой роли исключительно компании "большой четверки".
В среднем для крупной компании, у которой не было регулярных аудиторских отчетов, процедура подготовки к реструктуризации обходится сравнительно недорого: минимум в 150 000 грн, рассказал LIGA.net собеседник в структуре, сопровождавшей несколько недавних реструктуризаций.
Банки идут в отказ
У заемщика нет гарантий того, что банк в итоге согласится на подъемные для него условия, даже при условии "хорошего" аудита, отмечает Костецкая.
В отличие от Ощадбанка, другое государственное финучреждение – Укрэксимбанк – по своей инициативе отказало в прошлом году в реструктуризации нескольким реальным заемщикам, сообщил LIGA.netсобеседник, знакомый с ходом переговоров банка с должниками.
"Разногласия могут возникнуть по поводу ставки, о самой структуре погашения: какую часть долга банк получит деньгами, а какую – имуществом, – перечисляет Костецкая. – Часто спорный момент в размере дисконта: банкам иногда выгоднее пойти во взыскание через суд или выставить кредит на аукцион".