Спасет ли Гонтарева пенсионеров НБУ
Ситуация с плачевным состоянием активов пенсионного фонда НБУ стала достоянием общественности. По мнению участников рынка, проблемы фонда стали логическим следствием непрозрачной структуры его обслуживания. Пострадают, прежде всего, пенсионеры. Даже несмотря на то, что это пенсионеры НБУ.
Жизнь вне закона
По мнению президента КУА КИНТО Сергея Оксанича, с момента создания фонда под его существование была заложена серьезная мина. "Фактически, фонд действует вне закона. Есть определенная инфраструктура обслуживания пенсионных фондов, включающая компанию-администратора, хранителя и управляющую компанию. Ни первой, ни второй, ни третьей у этого фонда нет. Все эти функции исполняют подразделения НБУ. Фонд не прозрачен и не публичен", - рассказывает собеседник ЛІГАБізнесІнформ. Объединение функций было осуществлено еще при Владимире Стельмахе.
Важно понимать: сложная инфраструктура обслуживания пенсионных фондов призвана защитить долгосрочные пенсионные инвестиции от непрофессионализма и возможных преступных действий руководства. Но в ПФ НБУ фильтров от дурака и преступника просто не существует.
Остается лишь догадываться, что мешало регулятору увидеть проблемы в своем собственном пенсионном фонде раньше: непрофессионализм или отсутствие политической воли. Почему информация о том, что стоимость отдельных активов под управлением фонда приближается к нулю, была обнародована именно накануне формирования кабмина?
Сергей Оксанич склонен пояснять это непрофессионализмом прежнего руководства НБУ. А Валерия Гонтарева, похоже, лучше всех предыдущих руководителей разбирается в работе пенсионных фондов.
Но поможет ли это исправить ситуацию в самом фонде? Вряд ли удастся продать активы, находящиеся в управлении, по нормальной цене. То, что активы обеспечены залогами, вызывает большие сомнения. Мало того, утверждает собеседник ЛІГАБізнесІнформ, многие активы, упомянутые в СМИ, фонд вообще не имел право покупать, поскольку их акции не котируются на бирже.
Оценить сейчас реальную стоимость активов без аудита невозможно. Доступ к информации имеют НБУ и частично НКЦБФР. Но пока ни комиссия, ни сам фонд не предоставили детальную информацию о состоянии активов фонда и его залогов, - рассказывает директор КУА-АПФ Тройка Диалог Украина Александр Панченко.
Ситуация с пенсионным фондом НБУ - очень плохой прецедент. Это означает, что НКЦБФР не работает так, как она должна это делать. Ведь именно комиссия должна контролировать пенсионные фонды. "В свое время НКЦБФР нагнули через колено, и она согласилась на создание фонда. Никто не хотел связываться с Нацбанком. Вот и доигрались", - резюмирует Сергей Оксанич.
Дилемма доверия
Важно понимать, насколько можно доверять информации о катастрофическом состоянии дел в пенсионном фонде, попавшей в прессу со ссылкой на члена совета НБУ Виталия Ломаковича только сейчас. Ведь соответствующая информация была направлена еще Степану Кубиву в его бытность главой НБУ. "Я считаю, что информация в том виде, в котором она попала в СМИ, - это зло. Деньги любят тишину. Если у Ломаковича были вопросы относительно деятельности ПФ НБУ, то нужно было рассмотреть этот вопрос на заседании совета НБУ. Совет НБУ имеет полномочия пригласить на свое заседание главу пенсионного фонда с отчетом о деятельности", - аргументирует экс-зампредправления Сбербанка России (в Украине) Артемий Ершов.
Примечательно, что в контексте попавшей в СМИ информации о плачевном состоянии активов ПФ НБУ упоминается тот факт, что ценные бумаги для фонда скупала компания ICU, возглавляемая на тот момент Валерией Гонтаревой. Впрочем, участники рынка не видят в этом ничего предосудительного. На месте ICU мог быть любой другой брокер, всего лишь выполняющий клиентские заявки. ICU - крупнейший в Украине брокер по облигациям, и нельзя назвать абсолютно нелогичным обращение НБУ к ICU как к брокеру, - сходятся во мнении собеседники ЛІГАБізнесІнформ.
Не исключено, что попадание информации о состоянии активов пенсионного фонда НБУ в СМИ не случайно. Скорее всего, дела фонда действительно плохи, и Валерия Гонтарева начала расчистку авгиевых конюшен предыдущей власти. Подтверждением того может быть увольнение с должности главы пенсионного фонда НБУ Олега Макаренко и назначение на его место Олега Куренного. В таком случае "утечка" информации на руку руководству НБУ. С другой стороны, похоже, кому то очень хочется бросить тень на плетень самой Гонтаревой, связав ее компанию ICU с покупкой "мусорных" ценных бумаг для пенсионного фонда. И тут интерес может быть у бывшего руководства фонда. Такая себе месть. Но, может быть, все значительно серьезнее – кому-то очень не нравится деятельность нынешнего главы НБУ. И ситуация с пенсионным фондом – лишь очередной эпизод в борьбе за кресло главного банкира страны.
Несколько вопросов регулятору
- В каком состоянии находятся активы ПФ НБУ?
Общая сумма активов – около 1,7 млрд. грн. Сумма высоколиквидных активов (депозиты в госбанках и госбумаги) – около 250 млн. грн. Всего банковские депозиты – около полумиллиарда гривень. Остальные активы - средне- и долгосрочные (корпоративные облигации, акции, недвижимость).
Суммы высоколиквидных активов достаточно, чтобы обеспечивать все текущие и будущие выплаты.
Проверка справедливой стоимости активов по состоянию на 31.12.2014 будет проведена одной из международных компаний "большой четверки" в течение следующих трех месяцев. Есть основания полагать, что в результате проверки стоимость активов подвергнется корректировке.
Качество активов зависит от ситуации в экономике и действий менеджмента. Экономическая ситуация ухудшилась в 2013-2014 годах. Эффективность и добросовестность действий предыдущего менеджмента Фонда сейчас проверяется НБУ. Предыдущий директор Фонда был уволен 30.10.2014 по результатам проведения внутреннего аудита.
Резюме: Фонд платежеспособен сейчас и в перспективе; активы будут уценены (насколько именно, покажет внешняя оценка); дальнейшее инвестирование будет осуществляться только в наиболее безопасные инструменты (депозиты в госбанках, краткосрочные и среднесрочные госбумаги). Остальные активы будут переоценены и либо проданы в рынок, либо оставлены в портфеле в зависимости от экономической целесообразности каждого сценария для Фонда и его участников. В любом случае прозрачность всех действий будет обеспечена привлечением международных консалтинговых компаний для сопровождения этих операций.
- Есть ли тут повод для беспокойства или это нормальное для Украины качество активов?
Качество активов в целом сравнимо с качеством активов банковской системы. Поводов для беспокойства нет – даже при существенной корректировке стоимости активов Фонд сохранит достаточную ликвидность для осуществления пенсионных выплат. Тем не менее, следует учитывать, что при переоценке активов Фонда доля активов, приходящихся на одного участника, также будет подвергнута пропорциональной корректировке.
- Означает ли это возможность потери пенсионерами НБУ своих пенсионных накоплений?
Да. Возможна потеря части накоплений в результате переоценки активов и реинвестирования средств Фонда в более высоколиквидные, но менее доходные инструменты.
- Что государство (в том числе НБУ и НКЦБФР) должно, может и сделает в данной ситуации?
Сменить менеджмент Фонда (сделано). Привлечь аудитора, оценщика и инвестиционных консультантов из числа высококлассных международных компаний (в процессе). Изменить структуру активов Фонда, увеличив удельный вес высоколиквидных активов до восстановления экономики (в процессе).
- Усматриваете ли вы признаки заказного характера публикации в СМИ информации о том, что якобы все операции ПФ НБУ по инвестированию в ценные бумаги проводились через ИК Инвестиционный капитал Украина?
Фонд летом 2014 года отказался от услуг этого брокера и в настоящее время пользуется услугами государственного Укргазбанка.
Руслан Кисляк