Валютная война между евро и долларом становится все более напряженной. Появление разговоров о возможном дефолте США напрямую связано с опасениями по поводу дефолта стран еврозоны. Наблюдается откровенная информационная война, где каждая из сторон старается нанести удар другой стороне.

Но, как часто бывает в информационной войне, наблюдатели со стороны, то есть физические и юридические лица, поддаются панике и совершают много ошибок. Об этом в эксклюзивной авторской статье для ЛІГА.Финансы рассказал Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Что значит "возможный дефолт США"

Это скорее не экономический, а журналистский термин. Согласно данным СМА, вероятность дефолта в США по состоянию на 14 июля 2011 года составляет 4,68%. Это одни из самых низких показателей риска дефолта. Для сравнения, в Украине этот показатель составляет 30%, в Испании - 25%, в Италии - 22%, в Греции - 90%, а в Португалии - 60%.

Вначале нужно дождаться и пережить дефолты Греции, Португалии, Испании, Италии и Украины. И только тогда, через десять-двадцать лет, можно дождаться дефолта США

Если посмотреть на эти показатели, то видно, что вначале нужно дождаться и пережить дефолты Греции, Португалии, Испании, Италии и Украины. И только тогда, через десять-двадцать лет, можно дождаться дефолта США.

В отличие от большинства страна еврозоны, перед США проблемы дефолта (так, как это понимают экономисты) не стоит. При всех проблемах США, ситуация в США лучше, чем в странах еврозоны.

Почему появились разговоры о дефолте США

На текущий момент госдолг США практически достиг установленного Конгрессом США предела в $14,3 трлн. При этом ежемесячно США размещает своих гособлигаций на сумму $125 млрд. Часть этих денег идет на погашение старых долгов, а часть - на финансирование дефицита госбюджета США. Президент Барак Обама обратился к Конгрессу с просьбой повысить лимит госдолга до уровня $16 трлн. для того, чтобы правительство могло размесить гособлигациии без проблем. Но Конгресс отказал Обаме, указав, что считает необоснованными траты правительства и соглашается пересмотреть лимит госдолга США только при условии реального уменьшения расходов госбюджета.

Скорее всего Конгресс США и Барак Обама найдут компромисс, но к тому времени мировой рынок устанет от споров и дискуссий

Барак Обама отказался пойти на снижение расходов госбюджета США. Хотя в действительности это - во многом его вина. Именно его реформа здравоохранения и льготы по налогообложению населения создали проблему роста дефицита госбюджета. Поэтому требования Конгресса вполне логичны и обоснованы. Но популистская политика Обамы не позволяет ему пойти на уступки, хотя явно придется. Так как, по предварительным расчетам, 2 августа 2011 года будет окончательно достигнут лимит госдолга США и правительство не сможет размещать новые гособлигации. Это может привести к тому, что США просто не хватит денег, чтобы выплатить проценты по своим гособлигациям. Некоторые специалисты называют это "техническим дефолтом".

Скорее всего, Конгресс США и Барак Обама найдут компромисс, но к тому времени уже весь мировой рынок устанет от споров и дискуссий. В данной ситуации ни Конгрессу, ни Обаме не выгодно доведение ситуации до критической точки.

Что произойдет, если Конгресс не повысит лимит госдолга США

Возможны три варианта развития событий. Во-первых, Барак Обама может воспользоваться 14-той поправкой к Конституции США, которая гласит, что госдолг США не может быть подвергнут сомнению. Другими словами, президент США имеет все права не допустить потерю доверия к долгам США. А для этой цели он может, в экстремальных случаях (а это именно экстремальные случаи), пренебречь решением Конгресса и разместить гособлигации сверх лимита.

Даже если лимит госдолга не будет повышен, у США остаются возможности для маневра

Во-вторых, держатели гособлигации США - это Китай, Германии, Россия и Японии - крайне заинтересованы, чтобы эти облигации оставались ликвидными и популярными. И скорее всего эти страны сами будут готовы заплатить за конфликт между президентом и Конгрессом за счет добровольного соглашения удлинить сроки выплаты процентов по облигациям.

В-третьих, правительство США может предложить рынку новые ценные бумаги, которые могут называться сертификаты или билеты, и за счет продажи этих бумаг привлечь деньги для оплаты текущих расчетов по долгам.

Валютная война добралась и в Украину

Все эти баталии вокруг лимита госдолга США ведут к тому, что курс евро/доллар постоянно лихорадит. Еще несколько дней назад курс евро/доллар был 1,39 и казалось, что уже скоро он опустится до 1,36 долл, а это значит, что в Украине курс евро/доллар будет ниже 11 грн. Но прошло несколько дней и курс евро/доллар вырос до 1,42 (а курс евро/гривня - 11,36 грн.), и теперь уже ожидают, что курс вырастет до 1,50 (а курс евро/гривня, соответственно, 12 грн).

Баталии вокруг госдолга США ведут к тому, что курс евро/доллар постоянно лихорадит. В этой ситуации больше всего выиграют спекулянты

В условиях валютной войны, когда изменяется валютный курс, валютные спекулянты получают хороший доход. В данной ситуации именно спекулянты выиграют больше всего, поэтому заметно, что они стараются максимально раскачать валютный рынок США и еврозоны. Не удивительно, что как только ситуация успокаивается, появляются новые сенсационные события.

Относительно курса доллар/гривня ситуации несколько другая. Этот курс сейчас фактически фиксированный и его динамика в меньшей степени зависит от событий с госдолгом США. Тут влияют другие факторы, а именно - дефицит платежного счета Украины.

Скорее всего за счет летних месяцев дефицит платежного счета уменьшиться, так как будет наблюдаться приток наличной валюты от зарубежных туристов, хотя не такой большой, как бы хотелось. Поэтому у Нацбанка будут все возможности удерживать курс доллар/гривня возле отметки в 8 грн. А вот в сентябре, когда спрос на валюту будет расти, нужно будет больше думать не о госдолге США, а о госдолге Украины, а также о том, как выплачивать проценты по еврооблигациям.

Александр ОХРИМЕНКО,
президент Украинского аналитического центра
специально для ЛІГА.Финансы