38195_image_large.jpg

Практически сразу после аннексии Крыма Россия активно взялась за освоение украинской госсобственности, расположенной на территории полуострова. Потери от подобных действий для Украины измеряются сотнями миллиардов гривень. Только расположенные в Крыму украинские добывающие предприятия, по информации главы Минэкологии Андрея Мохника, оцениваются в 126,8 млрд. грн. В частности, российскому Газпрому достанутся шельфовые месторождения и госкомпания Черноморнефтегаз. Кроме того, национализированными оккупантами окажутся крымские винзаводы Массандра, Новый Свет и Магарач, предприятия АПК, лесное хозяйство, госдачи, резиденции.

Неопределенной остается судьба украинских банков на полуострове. В Крыму расположено региональное отделение НБУ и севастопольское подразделение Банковского университета (в подчинении НБУ), а также отделения госбанков – Ощадбанка (300 отделений), Укрэксимбанка и Укргазбанка.

В ответ на подобные действия оккупантов в Украине заговорили о симметричных мерах. В частности, еще 18 марта глава Минюста Павел Петренко заявил о правах Украины добиваться компенсации потерь за счет имущества РФ в Украине и за рубежом. Пока Минюст подсчитывает убытки и готовится к обращению в международные суды, ЛІГАБізнесІнформ выяснила, сможет ли Украина в принципе компенсировать убытки за счет национализации собственности РФ и коснется ли это украинских дочек российских госбанков. Напомним, к таковым в Украине относятся Проминвестбанк (дочка Внешэкономбанка), Сбербанк России и ВТБ Банк, входящие в группу крупнейших.

Есть ли правовое поле для национализации

После аннексии Крыма российские банки в Украине оказались в центре внимания. "В СМИ заговорили о необходимости отзыва лицензий у банков с российским капиталом и возможной национализации собственности РФ на территории Украины. В ответ на агрессивное поведение РФ, которое выходит за пределы правового поля и противоречит всем международно-правовым соглашениям, такие действия можно было бы предпринять в соответствии с действующим законодательством Украины", - отмечает старший юрист ЮКК Де-Юре Анна Коваленко. Однако, собеседница ЛІГАБізнесІнформ напоминает, что и в Хозяйственном кодексе Украины, и в законе "О режиме иностранного инвестирования" закреплена норма о том, что иностранные инвестиции не подлежат национализации, за исключением случаев осуществления спасательных мероприятий во время стихийных бедствий, аварий, эпидемий и т.п. В таких случаях реквизицию могут провести на основании решения органов, уполномоченных Кабмином.

В законодательстве Украины закреплена норма о том, что иностранные инвестиции не подлежат национализации. Подобные действия могут сильно ударить по инвестклимату

В то же время, направление в международные суды исков о компенсации причиненного в Крыму ущерба выглядит для Украины куда более перспективным решением. При этом имущество РФ за рубежом может быть арестовано по решению суда. Напомним, 8 апреля министр юстиции Украины Павел Петренко сообщил о завершении предварительного подсчета убытков. Конкретные цифры и судебные инстанции, куда будет обращаться Украина, будут объявлены после утверждения на заседании Кабмина.

Почему национализация не выгодна Украине

Опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты сомневаются, что дело дойдет до экспроприации. Впрочем, даже реализация этого маловероятного сценария не создаст проблем вкладчикам дочерних структур российских госбанков. "Я не думаю, что клиенты этих банков могут пострадать в случае их передачи под управление НБУ. Поэтому не вижу особой нужды в прекращении депозитных договоров. Однако, для поддержки украинской экономики и банковского сектора я бы рекомендовал перевести вклады в Укрэксимбанк или Ощадбанк", - говорит адвокат, старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры Ростислав Кравец.

Национализация дочек госбанков РФ вызывает сомнения не только из-за сложностей в правовой плоскости. Опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты считают, что такой шаг для Украины будет невыгоден по экономическим соображениям. "На 1 января 2014 года активы Проминвестбанка составляли 39,7 млрд., Сбербанка – 35 млрд., ВТБ – 25,3 млрд. грн. Национализировав их, государство Украина может потенциально компенсировать 100 млрд. грн., - рассуждает аналитик компании Простобанк Консалтинг Никита Нетребко. - Но сегодня в случае перепродажи этих банков государство сможет выручить не более нескольких десятков миллиардов гривень и понести убыток. В случае ожидания лучшего времени для продажи, эти банки начнут терять свои позиции и, как следствие, цену".

В случае реальной угрозы экспроприации дочки российских госбанков сделают все, чтобы обязательств у них оказалось больше, чем активов. Их национализация принесет Украине убытки

Директор аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий отмечает, что национализация банков создаст опасный прецедент и испортит инвестклимат. "Во-вторых, у этих банков будет нечего взять – соотношение их ликвидных активов, которые теоретически можно экспроприировать, к обязательствам составляет около единицы (у Проминвестбанка несколько выше). А в случае реальной угрозы национализации банки сделают все, чтобы это соотношение стало меньше единицы, то есть чтобы обязательств оказалось больше, чем активов", - предупреждает Александр Паращий. Напомним, все три упомянутых банка еще в конце февраля 2014 года перестали выдавать займы новым клиентам, то есть – наращивать активы.

Впрочем, по мнению юриста ЮФ Мисечко и Партнеры Андрея Котягина, сворачивание российскими банками деятельности в Украине вызвана не столько угрозой национализации или бойкотом российских товаров и услуг, сколько нестабильностью на рынке и отсутствием реальных прогнозов на будущее.

О том, как финучреждения с российским капиталом меняют бизнес-модели и стратегии развития, читайте в материале ЛІГАБізнесІнформ "Что ждет российские банки в Украине".

Мария Бабенко