Зачем менять Кубива на Гонтареву. Мнения экспертов
Вопрос о возможной смене Главы НБУ встал на повестке дня практически сразу после объявления результатов президентских выборов. Ведь согласно конституции, к которой Украина вернулась после падения режима Януковича, президент имеет право вносить кандидатуру главы Нацбанка в Верховную раду. Интрига разрешилась 18 июня после регистрации в парламенте двух президентских законопроектов – об отставке Степана Кубива с поста главы НБУ и о назначении на эту позицию Валерии Гонтаревой, которая с 2007 года занимает должность председателя совета директоров группы Инвестиционный Капитал Украина (ICU). Напомним, после падения режима Януковича руководящий пост достается инвестбанкиру без опыта госслужбы, не впервые. В марте 2014 года главным налоговиком Украины стал бывший содиректор инвесткомпании Ренессанс Капитал Игорь Билоус, специализирующийся на размещении облигаций, проведении IPO и сделках слияния и поглощения.
Вечером 18 июня Степан Кубив обнародовал в своем фейсбуке заявление об отставке в связи с намерением продолжить публичную политическую деятельность. Однако, окончательное решение вопроса остается за парламентом, который должен поддержать как отставку действующего главы НБУ, так и назначение на этот пост Валерии Гонтаревой. ЛІГАБізнесІнформ распросила экспертов о своевременности таких кадровых изменений и об ожиданиях от нового главы центробанка.
Игорь Мазепа, гендиректор инвестиционной компании Concorde Capital
После назначения на пост главы НБУ Валерии Гонтаревой главным фокусом в работе Нацбанка будет контроль над инфляцией и рост экономики, а не удержание валютного курса. Я ожидаю, что основными задачами Валерии Гонтаревой будет решение проблемы адекватности капитала, то есть капитализации банковской системы путем отрезания мертвых и полуживых банковских институтов; либерализация валютного законодательства; открытость и прозрачность принятия решений внутри Нацбанка, то есть соответствие лучшим западным стандартам и практикам корпоративного управления и снятие административных ограничений.
Смена главы НБУ была ожидаема – уж очень много накопилось претензий к Степану Кубиву со стороны банкиров и общественности. Конечно, сваливать на него вину за девальвацию было бы не корректно – это стало следствием накопленных макроэкономических проблем, а также политической нестабильности. Однако Кубиву не удалось наладить эффективный банковский надзор, что, во многом, и привело к такому большому числу проблемных банков.
Я думаю, что замена главы НБУ является своевременным предложением. К сожалению, вотум доверия, который обязательно должен иметь глава центробанка, сейчас утерян. Ведь Степан Кубив принял на себя девальвационный удар, который был неминуем из-за политики предыдущей власти, в последние два года подталкивавшей гривню к шоковоуму обвалу. Отмечу, что нацвалюта должна была обвалится независимо от февральской революции, так как ее искусственно удерживали разного сорта административными и интервенционными мерами, тогда когда макроэкономические показатели указывали на существенное ослабление экономики и экспортного потенциала. Этот удар кто-то должен был на себя принять. А Степан Кубив как раз и стал тем камикадзе, о необходимости которых говорили в период назначения нового правительства.
Сегодня нужен новый человек, с которым будут связаны другие направления в банковской и финансовой политике. Сфера защиты сбережений населения и бизнеса требует очень высокого доверия к главе центробанка. Поэтому, сейчас, когда немного локализированы шоковые проявления на валютном, денежном, и банковском рынке, такой шаг является своевременным. Опять же, в связи с усилением контроля и мониторинга со стороны международных институций - МВФ, ЕС и др., также будет требоваться новый глава Центробанка, с которым можно связать позитивные изменения. Кроме этого, хочу отметить, что новый глава Центробанка должен быть абсолютно открытым, публичным и уметь четко и последовательно объяснять свои действия.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine
Валерия Гонтарева пришла из бизнеса. О ней лучше спросить тех, кто с ней работал. А Степан Кубив, прямо скажем, слабоват. Ситуация и в экономике и в банковском секторе тяжелая, а НБУ ведет себя как сонная муха. Гривну отпустили, а где инфраструктура для free float (свободного плавания курса – ред.)? И что это за манера постоянно вытягивать плохие банки - это ведь вознаграждение за их глупость. Такой подход однозначно ничего хорошего не обещал. Будет ли новый глава НБУ лучше – пока не знаю, но повод для недовольства Кубивым был.
В настоящий момент в кресле главы НБУ должен быть человек, имеющий высокий кредит доверия со стороны политических лидеров и банкиров. Очевидно, что Степан Кубив не сумел внушить уверенность в своей способности решить масштабные задачи, стоящие перед НБУ. Среди таких задач - восстановление доверия к банковской системе и обеспечение ее устойчивости, создание прозрачной система поддержки жизнеспособных банков, выведение с рынка обанкротившихся финучреждений и выплаты их вкладчикам, решение вопросов плохих кредитов в банковской системе.
Валерия Гонтарева ранее неоднократно озвучивала свои взгляды на монетарную и валютную политику НБУ, поэтому от нее можно ожидать осознанную поддержку политики таргетирования инфляции и гибкого обменного курса, а также всех мер, предлагаемых МВФ. Кроме того, назначение на пост главы НБУ инвестбанкира может придать новый импульс идее создания на базе НБУ мегарегулятора. Нацбанк, без сомнения, является тяжеловесом на фоне других регуляторов финансового рынка в Украине. В результате, ряд инициатив НКЦБФР, направленных на развитие национального фондового рынка, натыкались на неготовность НБУ ослабить нормы валютного регулирования. Эти проблемы можно решить в формате мегарегулятора, возглавляемого человеком с опытом инвестбанкира.
Я давно отмечал предпосылки для радикального усиления Нацбанка. И речь идет не только о председателе правления, но и о команде в целом. Мое главное замечание к руководству НБУ заключается в том, что не была сформирована, не задекларирована и не претворена в жизнь новая современная монетарная, валютная и кредитная политика. В то же время, мне импонировало то, что председатель НБУ с первого дня был активным участником майдана, а также его гражданская позиция. Еще один положительный момент заключается в том, что глава НБУ не побоялся начать чистку банков, хоть это и делалось не всегда системно и корректно. Если новая команда будет более сильной, замена старой необходима чем раньше, тем лучше. Нужно радикально усиливать команду экономического блока для того, чтобы она состояла исключительно из профессионалов.
Мария Бабенко