На прошлой неделе в Украину приезжал консультировать финансовый сектор немецкий эксперт по госбанкам и финансовым рынкам Ганс Рекерс. В послужном списке советчика – работа в правлении Немецкого федерального банка (Bundesbank), в набсовете банка HSH Nordbank, директором Ассоциации государственных банков Германии, главой бюджетного департамента федерального министерства финансов Германии. В Украине банкир встречался с замминистра финансов и народными депутатами, проводил семинары с чиновниками, экспертами и учеными. Обсуждали реформы финансового сектора, рекапитализацию банков, проблемы эффективности монетарной политики НБУ. Не обделил вниманием иностранный эксперт и отечественные СМИ. На встрече с журналистами финансист рассказал о необходимых первоочередных шагах реформирования отечественной банковской системы.

О чем говорил банкир

- Первым делом, банки должны повысить адекватность регулятивного капитала (норматив Н2). К 1 марта он составлял в среднем по банковской системе 7,37% (при минимально допустимом уровне в 10%). Финучреждениям нужно дать три-четыре года для докапитализации. Если у собственников банка нет желания или средств для докапитализации, необходимо сокращать активы, в первую очередь портфели связанных лиц. Другого пути нет. Государство должно стать последней инстанцией, куда стоит обращаться за капиталом.

- Назрела необходимость проведения новых стресс-тестов банков. Приоритетная задача – выбор оптимального макроэкономического сценария, закладываемого в тесты.

У НБУ нет действенных инструментов принуждения акционеров финучреждений к докапитализации. У последних просто нет денег. А у потенциальных инвесторов нет желания покупать украинские банки

- Нужно четко определиться, кто будет принимать решение о докапитализации банков за счет государства: НБУ, Фонд гарантирования вкладов, Министерство финансов или же новосозданная структура. Хотя вряд ли стоит создавать новые структуры. НБУ тоже не должен иметь к этому отношения, поскольку речь идет о деньгах налогоплательщиков, а не денежной эмиссии. Не должен капитализировать банки тот госорган, который занимается банковским надзором.

- Недопустимым является финансирование банками связанных лиц в рамках финансово-промышленных групп за счет эмиссионных средств, полученных от центробанка.

- Необходимо создать эффективно работающий банк плохих активов.

- Для оздоровления финансовой системы нужно снижать учетную ставку и либерализовать условия выдачи рефинансирования банков. В случае необходимости, регулятор должен помогать финучреждениям стабилизационными кредитами даже при условии снижения качества залогов.

- Не стоит ожидать, что кто-то придет со стороны и построит за украинцев государство.

Особенности бизнеса по-украински

Насколько советы иностранного банкира полезны в условиях Украины?

Насколько, к примеру, принципиально заложить правильные макропоказатели в сценарии будущих стресс-тестов? Ведь у банков нет ресурсов для докапитализации даже по результатам прошедших летом прошлого года первых тестов, базировавшихся на куда более оптимистических макроэкономических показателях.

Если у собственников банка нет желания или средств для докапитализации, необходимо сокращать активы, в первую очередь портфели связанных лиц. Другого пути нет

У Национального банка нет действенных инструментов принуждения акционеров финучреждений к докапитализации. У последних просто нет денег. А у потенциальных инвесторов нет желания покупать украинские банки.

Какой смысл проводить стресс-тесты, если банки сплошь и рядом нарушают нормативы НБУ? В сложившихся экономических условиях иначе быть и не может. В результате, регулятор вынужден просто закрывать глаза на эти прегрешения подопечных. А с рынка продолжают выводиться банки, которые даже не проходили стресс-тесты. И это, наверное, правильно. Ведь в нынешних условиях для отечественной финансовой системы более актуально возвращение доверия, а не соответствие формальным критериям капитализации.

Идея создания банка плохих активов тоже не нова для Украины. После финансового кризиса 2008-2009 годов такая миссия досталось Родовид Банку. Но схема очищения системы от токсических активов так до сих пор и не заработала.

Равно как и не оправдала себя стратегия заливания рынка ликвидностью. Львиная доля невозвращенных до сих пор Нацбанку кредитов рефинансирования была выдана еще в кризис 2008-2009-го. Где эти средства? Кто-то понес наказание за украденные деньги налогоплательщиков?

Похоже, главная проблема Украины состоит не в дефиците хороших идей, а в нехватке политической воли и тотальном игнорировании закона. Возможно, стоит начать наказывать за нарушение законов.

Руслан Кисляк