Несмотря на достаточный запас ликвидности большинства рыночных игроков, конкуренция банков за депозиты населения остается довольно высокой. Причина очевидна: средства розничных клиентов все еще представляют собой ключевую статью фондирования украинских банков. На 1 марта их объем составляет 475 млрд грн, удельный вес превышает 41% в совокупных обязательствах финучреждений.

Именно средства физлиц формируют основной банковский ресурс для кредитования: 68% из них являются срочными, тогда как корпоративный сектор более 70% из совокупного портфеля объемом 402 млрд грн держит на счетах до востребования.

Чем банки конкурируют за вклады населения?

Госбанки диктуют правила

К счастью, прошли те времена, когда разброс депозитных ставок на рынке составлял десятки процентных пунктов «благодаря» деятельности отдельных банков-пылесосов, собирающих средства с рынка под неоправданно высокие проценты. Их недобросовестность, как, впрочем, и недальновидность некоторых вкладчиков, погнавшихся за cуперприбылями, стали одними из катализаторов банковского кризиса и последующей санации сектора.

За кризисный урок заплатили все: банки-авантюристы – уходом с рынка, вкладчики – утраченными нервами и частью средств, банковская система и все налогоплательщики – многомиллиардными убытками и приобретенным бесценным опытом.

Читайте также: Каждый третий. Почему банки нарушают нормативы НБУ

Сегодня, несмотря на кардинальное оздоровление банковской системы, конкуренцию все еще трудно назвать здоровой, учитывая беспрецедентное доминирование на рынке государственных банков, доля которых превышает 57% по активам и 62% по депозитам физических лиц. Преференции госбанков в части гарантирования вкладов и обслуживания определенных категорий клиентов вредят конкуренции, развитию коммерческих банков и экономике в целом, особенно если вспомнить, за чьи деньги проходит регулярная исчисляемая миллиардами гривень докапитализация государственных банковских тяжеловесов.

Госбанки прогнозируемо являются маркетмейкерами ценовой депозитной политики рынка, они выступают провайдерами общего тренда на снижение и синхронизацию депозитных ставок, который наблюдается на рынке с 2015 года. Впрочем, это вполне закономерный результат общей макроэкономической стабилизации и оздоровления банковского сектора.

Разнонаправленное движение

Текущий высокий уровень ликвидности банковского сектора позволяет привлекать средства населения под экономически обоснованный процент, чтобы затем размещать их в кредитные программы с приемлемыми для клиентов ставками. Но есть и общие макроэкономические факторы, которые нельзя не учитывать: курсовая стабильность, динамика инфляции, потребительские настроения.

Именно под влиянием усиления инфляционных ожиданий и соответствующего ужесточения регулятором монетарной политики ценовой тренд удешевления депозитов начиная с марта замедлился, а по гривневым вкладам даже развернулся.

Таким образом проявился эффект цикла повышений регулятором учетной ставки с 12,5% в сентябре 2017 года до действующего уровня 17%. Это существенно превышает уровень официальной инфляции – 13,2% в марте в годовом измерении и среднюю доходность годовых депозитов в гривне – 14,26% годовых (согласно UIRD — Украинскому индексу ставок по депозитам физических лиц, которые рассчитывает агентство Thomson Reuters на основании ставок топ-20 банков).

Данные: Thomson Reuters

По вкладам в валюте ставки продолжают находиться на исторических минимумах, что обусловлено как ограниченными возможностями банков по размещению валютных средств, так и курсовой стабильностью, мотивирующей клиентов переориентировать свои краткосрочные и среднесрочные сбережения с валюты в гривню.

Читайте также: Анонимный межбанк. НБУ продвигает новый формат торговли валютой

Но и в этом сегменте падение ставок замедлилось, а вклады в долларах на 6 месяцев «подорожали». Судите сами: разница в доходности между гривневыми и валютными вкладами превышает 10 процентных пунктов, при этом гривня за 2017 год девальвировала лишь на 3% к доллару США.



Курс евро в нашей стране является производной от соотношения пары евро/доллар на мировых рынках, при этом доходность депозитов в евро еще ниже.

Уровень «валютизации» депозитов физических лиц снизился с 53% в 2016 году до 48,5% на начало 2018-го. Но это все еще очень весомая цифра, к которой следует прибавить сбережения вне банков, преимущественно номинированные именно в валюте.

Данные: Thomson Reuters

Надежность и предсказуемость

Динамика розничных депозитов свидетельствует о постепенном возвращении доверия к банкам: в 2017 году общий портфель вырос на 10%, а депозиты в гривне прибавили более 19%. В нынешнем году рост продолжается: по итогам І квартала объем гривневых вкладов вырос на 3%, валютных – на 1,4% в долларовом эквиваленте. К слову, гривня за этот же период укрепилась более чем на 5% – весомый аргумент в пользу сбережений в национальной валюте.


Безусловно, каждый банк формирует свою ценовую и маркетинговую депозитную политику, исходя из конкретных бизнес-стратегий, кредитных аппетитов и потребности в фондировании, но в целом по рынку мы видим сезонное оживление активности. Клиенты его тоже видят, но, наученные опытом, ориентируются на доходность во вторую очередь, предпочитая ей репутацию, надежность, возможность комплексного решения своих финансовых задач, удобный сервис.

Читайте также: Чья свобода важнее. НБУ и рынок спорят о валютном законе

Стремясь выиграть конкурентную борьбу, финучреждения запускают сезонные акционные предложения и всесезонно работают над повышением клиентоориентированности, гибкости и технологичности.

Но глобально для дальнейшего роста депозитных портфелей и их устойчивости не менее, а даже более важны макроэкономическая и курсовая предсказуемость, детенизация финансовых потоков, здоровая честная конкуренция с равными условиями для всех игроков рынка.

Андрей Мойсеенко, заместитель председателя правления
банка Кредит Днепр