Fotobank / Getty Images

По мере приближения президентских выборов во Франции, страна приближается к критической точке. В течение трех десятилетий, как с подачи правых, так и левых, страна преследовала несовместимые, если не противоречащие друг другу, цели. Принимая во внимание кризис государственных долгов, оказывающий давление на французские банки – а, следовательно, и на экономику Франции, - можно ожидать, что произойдет нечто знаковое, и уже в ближайшее время.

Когда наступит переломный момент? Как правило, это происходит в год проведения или через два года после выборов - это приведет к радикальным, драматическим изменениям, возможно, даже к более далеко идущим последствиям, чем государственный переворот Шарля де Голля, в результате которого появилась Пятая республика в 1958 году.

Большинство французских политиков и чиновников называют такие предположения запугивающими. В конце концов, не находится ли эпицентр бюджетного кризиса в Соединенных Штатах и ​​Великобритании? Действительно, затруднительное положение Франции может показаться сопоставимым с "англосаксами", если бы не любимый ребенок французского политического класса, - евро.

Основные структурные недостатки французской экономики: слишком высокие налоги на зарплату и регулирование рынка труда

Причиной экономических проблем во Франции стал не евро. Но приверженность политиков страны к единой валюте представляет собой непреодолимый барьер для решения этих проблем. Основная же проблема заключается в том, что сверхщедрая экономическая модель "государства всеобщего благосостояния" (государственные затраты во Франции составили около 57% ВВП в 2010 году, по сравнению с 51% в Великобритании и 48% в Германии) подавляет рост евро.

Наиболее серьезные структурные недостатки касаются высоких налогов на зарплату и регулирования рынка труда, что затрудняет - или, по крайней мере, обходится непозволительно дорого - для фирм процесс сокращения своей рабочей силы, когда условия ведения бизнеса ухудшаются. ОЭСР сообщает, что в 2010 году "налоговый клин" Франции (подоходный налог плюс взнос в фонд социального обеспечения работником и работодателем минус денежные переводы как процент от общих затрат труда) был, как минимум, на 13 п.п. выше среднего по ОЭСР уровня дохода семьи любого достатка.

Это приводило к тому, что в стране укоренялся стабильно высокий уровень безработицы, также росли затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции, в отличие от группы, однородной по составу с Францией (в особенности - Германии). Во время президентства Валери Жискар д"Эстена в 1970-х годах уровень безработицы рос с каждым годом, достигнув 6,3% в 1980 году. Придя в 1981 году к власти, Франсуа Миттеран обещал быстрый рост и низкий уровень безработицы, но сложилось так, что за ним последовал экономический спад и рост безработицы. К 1997 году уровень безработицы достиг 11,4% и с тех пор опустился ниже 8% только однажды (в 2008 году).

Высокие затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции и высокий уровень безработицы сказались, в свою очередь, на снижении темпов экономического роста, в основном из-за недостаточно используемых трудовых ресурсов. А сочетании слабого роста с постоянно увеличивающимся бременем государственного социального обеспечения привело к хроническим дефицитам бюджета. Последний профицит наблюдался в 1974 году.

Нынешняя избирательная кампания сосредоточена на финансовом положении Франции. Все согласны с тем, что сокращение дефицита необходимо, но не все сходятся во мнении относительно путей его достижения. Предложение Саркози заключается в повышении экономического роста за счет снижения налоговой нагрузки на работодателей, одновременно с резким повышением налога на добавленную стоимость. Его главный соперник, лидер социалистов Франсуа Холланд, намерен взимать высокие налоги в основном с богатых людей и финансового сектора, а также с крупного бизнеса.

Чтобы прочесть этот материал нужно оформить подписку. Перейдите к полной версии страницы.