35502_image_large.jpg

Украинцы любят рейтинги. Обнародование их результатов вызывает куда больший резонанс, чем публикация статистических сводок или сухой аналитики. ТОП-10 или ТОП-100 дает возможность взглянуть на ситуацию в лицах и деньгах. В итоге – капиталы первой величины или крупнейшие бизнесы становятся объектом повышенного внимания. Пока профессиональная среда комментирует результаты и спорит о методологии, публика волей-неволей начинает задумываться о происхождении богатства и рычагах влияния его обладателей. В Украине, где коммунистическое прошлое и ценности эпохи первичного накопления капитала образуют гремучую смесь, рейтинги состоятельных и успешных неизменно заостряют классовую неприязнь к так называемым олигархам и интерес к истории их собственности. Поэтому многие влиятельные люди или финансово-промышленные группы в Украине воспринимают свое появление в рейтингах весьма неоднозначно. Что и говорить - деньги, особенно большие, любят тишину.

В Украине сложились условия для роста крупнейшего бизнеса и вытеснения с рынка более мелких и незащищенных компаний

Составить представление об украинских больших деньгах в региональном контексте помогает недавно опубликованный ежегодный рейтинг компании Deloitte "ТОП-500 крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы-2013". Украина стала вторым государством в регионе по темпам роста доходов вошедших в рейтинг компаний, который достиг 16,2% в евро или 7,5% в гривневом эквиваленте (разница сложилась за счет укрепления гривни к евро в исследуемый период). При этом средний показатель по региону составил 3,3% в евро. Также эксперты Deloitte обратили внимание на то, что большая половина суммарного объема всех доходов украинских компаний, попавших в рейтинг, приходится всего лишь на пять из них. В великолепную пятерку вошли три госмонополии - Нафтогаз, Энергорынок, Укрзализныця, а также компании Метинвест и ДТЭК, принадлежащие богатейшему украинцу Ринату Ахметову. "Такой факт свидетельствует о больших диспропорциях в экономике, - комментирует результаты исследования партнер компании Deloitte Артур Огаджанян. – В Украине сложились условия для роста и укрупнения крупного бизнеса и вытеснения с рынка более мелких и незащищенных компаний". При этом собеседник ЛІГАБізнесІнформ отмечает, что такие диспропорции характерны и для всего региона ЦВЕ, где на первые 100 компаний приходится около половины доходов всего бизнеса.

Директор рейтингового агентства IBI-Rating Григорий Перерва объясняет ситуацию тем, что в числе лидеров оказались госкомпании-монополисты и частные предприятия, близкие к монопольному положению за счет приватизации крупнейших компаний в базовых отраслях украинской экономики.По оценкам руководителя департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites Евгения Тимошенко, украинская пятерка лидеров пользуется своим влиянием на формирование рыночных цен. "Незыблемость позиций таких операторов рынка в исторической ретроспективе говорит о диспропорциях развития отдельных секторов и неравенстве возможностей для развития бизнеса в стране. А то, что 60% всего прироста валового дохода приходится на компании с достаточно низким уровнем добавленной стоимости свидетельствует о дальнейшем экстенсивном (количественном) развитии украинской экономики", - отмечает собеседник ЛІГАБізнесІнформ. По мнению Евгения Тимошенко, намеченные реформы Энергорынка и Укрзализныци связаны с тем, что их дальнейшее существование в текущем формате становится все менее эффективным, так как эти госмонополии не способны в полном объеме удовлетворять потребности рынка и генерировать достаточный денежный поток для инвестирования в собственное развитие. "Даже в развитых странах есть сектора, которые представлены одним или несколькими игроками, - комментирует директор инвестиционно-банковской деятельности ИГ АРТ Капитал Александра Сницаренко. - Но на фоне других стран рейтинга у нас большая часть доходов бизнеса приходится на десяток игроков. При этом есть сектора, такие как страхование и IT-технологии, в которых нет ни одной компании из Украины. Это говорит о том, что наша экономика является сырьевой и все еще довольно неразвитой".

Компания ДТЭК Рината Ахметова за счет ряда приобретений существенно опередила все компании Центральной и Восточной Европы по темпам роста доходов

Есть среди украинских участников рейтинга и абсолютные рекордсмены. Артур Огаджанян из Deloitte приводит в пример компанию ДТЭК, которая за счет ряда приобретений существенно опередила все компании региона по темпам роста доходов (более 125% по итогам 2012 года). В пятерке наиболее динамичных украинских компаний также оказался ритейлер АТБ-маркет, активно расширяющий розничную сеть, и МоторСич Вячеслава Богуслаева – одно из немногих украинских промпредприятий, которое смогло продемонстрировать высокие показатели. Напротив, такие компании как Метинвест, Ferrexpo и Никопольский ферросплавный завод в 2012 году показали отрицательную динамику. Артур Огаджанян объясняет это сложной конъюнктурой на мировых рынках, падением спроса и цен на продукцию, а также жесткой конкурентной борьбой.

По подсчетам Deloitte, доля прироста валовых доходов компаний, которые в 2012 году расширили бизнес за счет новых приобретений, в общем приросте валовых доходов украинских участников рейтинга составила 43,4 %. "Практически во всех базовых отраслях Украины в 2012 году наблюдался спад либо слабо выраженная положительная динамика, - анализирует ситуацию в экономике аналитик ИК Альтана Капитал Яна Лаврик. – Только отдельные компании существенно увеличили доходы, главным образом благодаря консолидации активов. В частности, в состав корпорация ДТЭК в прошлом году вошли энергогенерирующие предприятия Западэнерго и Днепроэнерго, дистрибуторы электроэнергии Днепрооблэнерго, Донецкоблэнерго, Крымэнерго, а также ШУ Обуховская (Россия – Ред.)". В итоге, по информации собеседницы ЛІГАБізнесІнформ, добыча угля предприятиями ДТЭК выросла на 65%, производство электроэнергии – на 56%, что обеспечило корпорации монопольное положение на обоих рынках.

Крупнейшие украинские корпорации уже консолидировали наиболее привлекательные активы. Поэтому эксперты до конца 2013 года не ожидают продолжения масштабной консолидации бизнеса

Дальнейшее усиление процессов консолидации бизнеса в Украине опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты не прогнозируют. По оценкам Григория Перервы из IBI-Rating, в условиях усложнившегося доступа к заемному капиталу более актуальным станет вопрос финансирования интеграции уже приобретенных активов. Также ограничением для "тяжеловесов" будет антимонопольное законодательство. "Несмотря на то, что Фонд госимущества планирует приватизацию энергогенерирующей компании Центрэнерго, мы не рассматриваем ДТЭК в качестве потенциального инвестора, - продолжает Яна Лаврик. – Корпорация уже консолидировала наиболее привлекательные с точки зрения эффективности работы предприятия и в дальнейшем будет фокусироваться на развитии собственных активов". Александра Сницаренко из ИГ АРТ Капитал не исключает укрупнение компаний за счет поглощений в аграрном секторе. "В украинской экономике еще есть неконсолидированные отрасли, но крупных слияний и поглощений там не предвидится, -продолжает собеседница ЛІГАБізнесІнформ. – Ведь такого сектора, в котором кто-то за счет агрессивных поглощений смог бы вырасти в два раза, как это сделала компания ДТЭК, больше нет".

Мария Бабенко