Сергей Фурса

Двухнедельный (а у некоторых и больше) майский марафон завершился, и инвестиционные банкиры (или то, что от них осталось) вернулись в свои офисы. Все они готовы рассказать вам, как ныряли на Мальдивах, пили на улочках Рима или играли в казино Лас-Вегаса, но никто почему то не делится воспоминания о том, как они копали огороды и спасались от комаров где-нибудь в киевском болоте. И не делятся они зачастую не потому, что ничего этого не делали. Просто не хотят выглядеть и в плане отдыха так же, как смотрится украинский фондовый рынок по сравнению со своими западными товарищами, обделенными "покращенням". Впрочем, и восточными тоже. Вот и в этом году, пока в Киеве все отдыхали, мировые империалисты продолжили свой ударный капиталистический труд. За две недели, которые прошли с начала мая, могло случиться все, что угодно. Мир мог налететь на небесную ось, северные корейцы или иранцы начать войну, или Apple (хотелось написать Газпром, но зачем же выдавать желаемое за действительное) заявит о банкротстве. Все что угодно, ведь все уже привыкли, что в мае что-то происходит. Но как гладко прошел сентябрь прошлого года (опять же, впервые после кризиса), так и май 2013-го не преподнес неприятных сюрпризов (пока).

Избежав майской паники, рынки продемонстрировали, что период посткризисных истерик подходит к концу

А избежав майской паники, рынки продемонстрировали, что период посткризисных истерик подходит к концу, и ситуация на фондовых площадках переходит в новое качество. Это, конечно, был взгляд оптимиста, но отправим пока на задний план пессимистов, они сейчас не в чести, о чем ярко свидетельствует уровень индекса S&P500, который начал пятницу на отметке в 1650 пунктов. За последние несколько недель американские индексы несколько раз обновляли свои исторические максимумы, а совсем недавно к ним присоединились и их немецкие коллеги. Конечно, когда количество оптимистов начинает стремительно расти – это всякий раз пугает. Ведь именно большое количество пессимистов в прошлом августе, рекордное за предыдущие 20 лет, и было тем позитивным сигналом, предвосхищавшим наше продолжительное ралли. Но что интересно, в кратко- и даже среднесрочной перспективе трудно как-то спорить с оптимистами (в мире, конечно). Банки продолжают печатать деньги, в первую очередь ФРС, и останавливаться пока не собираются. И на этом фоне еще и дефицит бюджета США демонстрирует прекрасную динамику, позволяя покупать и покупать. И новые деньги продолжают идти как на рынки акций США, так и на долговые рынки развивающихся стран. Так что немного перепадет и нам на этом празднике жизни. Хотя, конечно, украинский сегмент долга продолжает оставаться лилипутом в стране великанов, и портфельные управляющие в Лондоне и Нью-Йорке, Бостоне и Сан-Франциско за пивом гораздо охотнее говорят о Руанде, чем об Украине.

На внутреннем рынке кто-то решил, что детям спички - не игрушки, и откачал ликвидность из банковской системы на время майских праздников

Но, Украина не Руанда, как бы обидно не было (можно ли было когда-то представить, что такая фраза может прозвучать обидно…), так что у нас все еще впереди. Тем не менее, украинские компании продолжают привлекать ресурсы, даже несмотря на то, что очень многие уже устали от новых выпусков. Что уж говорить, если даже Укрлэндфарминг умудрился увеличить свой выпуск еще на 150 млн. долларов, доведя его объем до 425 млн. Конечно, хотелось бы посмотреть на список покупателей, но факт остается фактом. Ну, и Укрзализныця, чей выпуск все ждали уже давно, наконец-то сделала это. С ходу украинскому паровозу не удалось набрать скорость Хюндая (а оно может и к лучшему), и объем привлечения составил всего 500 млн. долларов. Конечно, и это немало (а для кого-то – и очень много, а кому-то до конца жизни хватило бы), тем более не исключено, что УЗ еще доразместит со временем. Можно лишь отметить, что если бы лид-менеджеры оказались прозорливее, то со ставкой 9,75%-10,0% можно было взять все и сразу. Осталось только лишь Минфину снова выйти на рынок, пока летняя жара не разморила всех окончательно, чтобы поддержать красивую динамику резервов НБУ. Учитывая, что май-июнь будет весьма напряженным периодом по части внешних выплат, один-два миллиарда долларов совсем не помешают. Жаль только - миссии МВФ в ближайшем будущем не предвещается, и радовать рынок прямо перед выпуском вроде уже и нечем. Не отпускать же, право, Тимошенко по таким мелким поводам. А обещаниями через две недели подписать газовый договор, которые вновь стали слышны, уже никого не купишь - слишком часто они звучали в последнее время. Если это даже случиться - и Родину удастся продать подороже, то даже самому факту подписания поверят не сразу.

Дефицит ликвидности привел к росту ставок и укреплению гривны, но как только праздники закончились, и все начальники прилетели в свои кабинеты, - вернулась и ликвидность. А с ней и гривня убежала к отметке 8,15-8,16

В общем, вот так плавно мы и вернулись уже на эту самую Родину. На внутреннем рынке кто-то решил, что детям спички - не игрушки, и откачал ликвидность из банковской системы на время майских праздников. Ну, просто на всякий случай, чтобы пока все будут вне зоны доступа, не нашлось шутника, например на валютном рынке. Это, само собой, привело к росту ставок и укреплению гривны, но как только праздники закончились, и все прилетели в свои кабинеты, вернулась и ликвидность. А с ней и ставки снизились, и гривна опять убежала к курсу 8,15-8,16. Дальше бежать ей само собой вряд ли позволят. На этом фоне рынок облигаций выглядит вяленько - как вторичный, так и первичный. Хотя на первом постпраздничном аукционе удалось даже привлечь немного рыночного спроса (нулевой аукцион от 7 мая не в счет, ибо даже маленькие дети вряд ли бы ожидали, что кто-то там будет подавать заявки). Но уже на следующей неделе мы увидим размещение валютных облигаций, что должно внести разнообразие в серые солнечные будни казначейств украинских банков. Да и новые эмитенты из корпоративного сектора продолжают пытать счастье. На следующей неделе на рынок выходит банк "Русский стандарт", который для этого обзавелся даже гарантией мамы, московского Русского Стандарта (не путать с водкой). Не то, чтобы на рынке был мегаспрос на корпоративные бумаги, но 20% — это всегда 20%, да и у банка шансов всегда больше, чем у другого любого корпоратива. Так уже исторически сложилось.

История – это, наверно, единственное, что осталось у украинского рынка акций

История – это, наверно, единственное, что осталось у украинского рынка акций. Вот, где майские праздники прошли почти незаметно. Вернее, незаметно, судя по объемам торгов, прошел выход из этих самых майских праздников. Здесь, само собой, гораздо больше, чем где-либо в мире боялись той самой майской паники, ибо когда она случается на пике, это очень больно, а вот когда на дне – то смертельно. В Украине, наверно, давно перестали делать замеры об оптимистах и пессимистах, но если бы сделали - мы бы наверняка увидели очень многообещающую картину, где среди толпы пессимистов случайно бродят один-два оптимиста. И выглядят как прокаженные. В общем, в такой ситуации рынок продолжал оставаться болотом и болтался где-то немногим выше 800 пунктов. Утро пятницы индекс УБ открыл на отметке в 817 пунктов. А сама Украинская биржа решила оригинально отметить день работника фондового рынка (12 июня, если кто забыл) и вместо привычной гулянки проведет фотовыставку "Лица фондового рынка". Интересно, к чему бы это….

Сергей Фурса, Dragon Capital

P.S.
"Ты или охотник, или дичь, или действуешь, или устало плетешься сзади", — Фрэнсис Скотт Фицджеральд.