31645_image_large.jpg

В ушедшем году гривня стала одной из самых стабильных валют развивающихся рынков. Сравнение с другими валютами мира четко иллюстрирует, что Украина далека от концепции рыночного плавающего курса. И тем не менее, в минувшем году гривню таки трясло.

В первой половине года курс продажи наличного доллара был стабильным, оставаясь в пределах 8,02-8,075 грн. Волна подорожания американской валюты началась 24 мая с отметки 8,0914 грн. К 30 мая доллар пересек отметку в 8,1 грн. с тем, чтобы не опускаться ниже этого рубежа буквально до последних дней года. Среди причин роста эксперты называли слухи о грядущей девальвации национальной валюты в преддверии парламентских выборов и погашение государственного займа на сумму 2,16 млрд. гривен (именно 13 июня, когда правительство погасило ОВГЗ, был достигнут локальный максимум наличного доллара – 8,132 грн.).

Тогда, говорят аналитики, стабильность гривни целиком и полностью зависела от действий Национального банка. И, действительно, регулятор несколько дней подряд выходил на межбанковский рынок с интервенциями, что позволило стабилизировать курс. До начала сентября наличная американская валюта стоила в пределах 8,1 – 8,12 грн.

Стабильность гривни - еще не показатель здоровой экономики

Следующий резкий скачок курс совершил 5 сентября, достигнув уровня 8,2161 грн. Наличный доллар здесь последовал за межбанковским – накануне на межбанке котировки американской валюты достигли показателей 8,18/8,19 грн. Директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова заявила тогда, что причина курсового перепада связана с рефинансированием банковской системы. Неделей ранее, мол, НБУ провел тендер на предоставление кредитов рефинансирования по ставке 7,5% годовых на общую сумму 3,825 млрд. грн. 3 сентября эти кредиты были выданы трем украинским банкам. А уже 4 сентября уровень остатков на корреспондентских счетах подскочил до 25 млрд. грн. В итоге, банки активизировали скупку валюты, что и спровоцировало спекулятивный скачок курса.

Результат таких спекуляций был недолгосрочным. Уже 11 сентября благодаря жестким действиям регулятора, отлучившего спекулянтов от валютного межбанка, наличный доллар вернулся к отметке 8,1469 грн.

Макроэкономических оснований для стабильности гривны нет. А, значит, девальвация неизбежна

Однако тенденция к медленному, но уверенному ослаблению гривни сохранилась. За два месяца средний курс продажи долара достиг 8,19 грн.

14 ноября курс наличного доллара резко вырос – почти до 8,27 грн. Накануне на межбанке гривня просела до 8,3 грн./$. По словам источника в НБУ, таким образом регулятор пытался привлечь внимание Президента Украины к проблеме дефицита валюты. Еще 6 ноября Верховная Рада с подачи Нацбанка приняла закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения инструментов влияния на денежно-кредитный рынок", предоставляющий право НБУ в любой момент вводить обязательную продажу части валютной выручки экспортеров. Однако президент тянул с подписанием документа, и НБУ пошел на валютный шантаж. Результат был незамедлительным: уже на следующий день после курсового скачка Янукович подписал закон.

16 ноября НБУ обязал экспортеров продавать 50% валютной выручки, а 19 ноября на официальном сайте Верховной Рады появился скандальный законопроект о введении сбора при продаже валюты в размере 15% от суммы сделки. И хотя парламент направил законопроект на доработку, эффект был достигнут - с начала декабря курс наличного доллара пошел вниз, достигнув к 29 декабря уровня 8,0891 грн.

Динамика курса гривни к доллару США в 2012 году (с объяснением причин)

В итоге, к концу года Национальному банку все-таки удалось удержать видимость курсовой стабильности. Однако, курсовая динамика не отображает происходящие в экономике процессы.

Куда более показательна в этом плане годовая динамика процентных ставок на межбанковском валютном рынке.

Источник: Reuters

"Четко видно, что до мая 2012 года экономическая ситуация в стране была в целом нормальной. Это коррелирует и с хорошими показателями реального сектора. Однако вскоре начались проблемы на валютном рынке и в финансовом секторе в целом", - ретроспектирует старший аналитик УкрФинансы Олег Иванец.

В августе-сентябре ситуация относительно стабилизировалась – Украина привлекла новые кредитные ресурсы, погасила очередной транш МВФ, в целом чувствовала себя лучше ожиданий. Однако уже с середины сентября и по декабрь давление на гривну было колоссальным. Ставки на межбанке достигли невероятных 25-30%, резервы упали до минимально необходимого для поддержания стабильности уровня. Но НБУ не уступал, продолжая удерживать гривню.

Тем не менее, девальвационные ожидания хоть и стали ослабевать, все же остаются высокими: реальный сектор показывает отрицательную динамику, критические проблемы для украинской экономики (необходимость снижения импорта энергоносителей и восстановления сотрудничества с МВФ) не решаются. Макроэкономических оснований для стабильности национальной валюты мало.

НБУ показал, что может удерживать курс любой ценой. Например, ценой потери четверти золотовалютных резервов страны. Такой тактики, считают эксперты, может оказаться достаточно для сохранения текущей курсовой динамики и в 2013 году. Однако, плавная девальвация до 8,4 грн./$ выглядит наиболее разумным сценарием с точки зрения стимулирования экономического роста и предотвращения обвального обесценивания национальной валюты.

Наталия Теплухина

Руслан Кисляк