Павел Зейгермахер

После кризиса на Кипре для многих владельцев капиталов, в том числе в Украине, на первый план вышел вопрос об альтернативной финансовой гавани, где надежность сочетается с комфортом и сохранностью клиентской информации. И, хотя претендентов на эту роль достаточно – от Швейцарии и Люксембурга до Гонконга и Сингапура, эксперты большинством голосов отдают пальму первенства Латвии. О том, что происходит сегодня в экономике и банковской сфере этой страны, мы беседуем с руководителем представительства крупнейшего частного латвийского банка Rietumu в Киеве Павлом Зейгермахером.

– Если еще несколько лет назад о Латвии говорили в контексте экономического кризиса, то сегодня все чаще появляется информация о том, что на неровном европейском фоне ваша страна выглядит совсем неплохо. Есть ли реальные экономические показатели, подтверждающие такой тезис?

Латвия – одна из редких стран, которой удалось практически своими силами полностью преодолеть кризис. И сегодня это уже не европейская золушка, а достойный пример для подражания. Экономика Латвии растет быстрее всего в ЕС – в последние два года ВВП страны увеличивается ежегодно на 5,5%. А рейтинговое агентство Moody's недавно в очередной раз повысило кредитный рейтинг страны с Baa3 до Baa2 с позитивным прогнозом.

Значительную роль в "латвийском прорыве" сыграла и политика, ставшая более прагматичной и дружественной по отношению к восточным соседям. Совсем свежее свидетельство этому – состоявшаяся в начале апреля первая в истории двух стран встреча премьер-министра Латвии с главой правительства России, главной темой которой являлись экономические вопросы. Латвия лидирует в Балтии по внешней торговле с Россией: в 2012 году ее объемы выросли на 20%.

- Какова сегодня ситуация в банковском секторе Латвии?

В экономике Латвии банковский сектор – традиционно один из лидирующих. Латвийские банки работают со стабильной прибылью (в 2012 году – 175 млн. евро) при строгом выполнении европейских нормативов: показатель ликвидности сектора вдвое превышает установленный уровень в 30%, а достаточность капитала – почти 18% при нормативе в 8%. Увеличивается и число клиентов – за 2012 год остатки по вкладам выросли на 13%.

Успехи латвийских банков, как бы странно это на первый взгляд ни звучало, частично обусловлены и их относительно небольшой величиной. Они не обременены "дикими" долгами и многолетними проблемами, практически неизбежными для крупных финансовых конгломератов, мобильны в своей стратегии и управлении, быстро схватывают новейшие тенденции и не упускают открывающихся возможностей для маневра. И еще: акционеров латвийского банка клиенты могут знать в лицо – в отличие от абстрактных "держателей пакетов акций" финансовых гигантов – с которых, как известно, в случае чего взятки гладки.

Не секрет, что латвийские банки уже два десятилетия играют значительную роль в обслуживании финансовых потоков из СНГ и имеют отличную репутацию. Немаловажно и то, что мы говорим со своими клиентами на одном языке. Более того – мы во всех смыслах понимаем их гораздо лучше, чем "иностранные" банкиры, имеющий другой жизненный опыт и уклад. Неудивительно, что вклады нерезидентов составляют около 50% средств, размещенных в местных банках – по этому показателю Латвия превосходит даже Швейцарию.

- Есть в последнее время какие-то изменения в той роли, которую латвийские банки играют в обслуживании капиталов из СНГ?

Значение Латвии как финансового центра, действительно, не только растет количественно, но и трансформируется качественно. То есть к своей традиционной роли финансового моста между Востоком и Западом Латвия все больше добавляет новое амплуа: почетную роль "долгосрочной парковки" для капиталов.

Финансовая система страны к этому уже давно готова. У нас есть все необходимое: инфраструктура, знания, профессионализм и опыт, который уже многому нас научил. Просто сейчас, "после Кипра", эти преимущества стали особенно очевидны.

– Вы как-то ощущаете эффект этих "очевидных преимуществ" в своей практической работе?

В последние недели мы чувствуем резкий рост интереса со стороны клиентов. Буквально с первого дня кипрского кризиса наш офис в Киеве работает до позднего вечера – люди приходят за консультациями, клиенты приводят своих друзей и партнеров.

– С этого года в Латвии начал действовать новый холдинговый режим. Поясните, пожалуйста, что он подразумевает.

Это особо благоприятный режим для деятельности международных холдингов, по своим параметрам сравнимый с кипрским. В частности, не облагаются налогами доходы латвийских компаний от продажи долей капитала и акций, полученные дивиденды, выплата дивидендов в другие страны; есть много других позитивных нюансов. Этими бонусами латвийского законодательства уже начинают пользоваться предприниматели, ведущие международный бизнес, в том числе из Украины.

Если говорить глобально, то это – так же, как и нынешнее благоприятное иммиграционное законодательство – результат новой прагматичной латвийской политики, направленной на привлечение инвестиций.

- Чем латвийское иммиграционное законодательство отличается от законов других стран, традиционно популярных среди "наших" инвесторов?

В плане либеральности иммиграционного законодательства Латвия сегодня входит в топ пяти наиболее дружественных государств мира. Возможностью получить вид на жительство здесь воспользовались уже около 5 тысяч граждан России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран, включая даже Китай.

От других европейских соседей Латвию выгодно отличает полное отсутствие каких-либо обязательств по сроку нахождения в стране. К примеру, в Испании и Португалии для поддержания вида на жительство необходимо проводить не менее шести месяцев в году, тогда как в Латвии подобных требований нет. Кроме того, вид на жительство можно сразу получить для всей семьи.

Поэтому многие используют статус жителя Латвии в качестве "пропуска" для безвизового перемещения по Шенгену, либо приезжают в Ригу и Юрмалу в отпуск и на выходные. В то же время мы видим, что многие из тех, кто получил вид на жительство, решают обосноваться здесь всерьез и начать бизнес. Для таких людей Латвия становится не только финансовым центром, но и вторым европейским домом.

По сравнению со многими странами СНГ условия для этого действительно благоприятные – понятное стабильное европейское законодательство, прозрачная налоговая политика, широкое использование русского языка, наличие подготовленных специалистов, плюс еще такой бонус как возможность безвозмездного получения средств из европейских фондов. В дополнение к этому в Латвии по-европейски спокойно, и можно чувствовать себя комфортно, независимо от того, сколько нулей у тебя на счету и узнают ли тебя на улице.