Санкции рикошетом. Кого в Украине заденет российский обвал
Российские рынки продолжают страдать от новой волны санкций США. Курс рубля и фондовые индексы в Москве в среду, 11 апреля, обновили минимумы за последние несколько лет.
Ситуацию может усугубить военно-политическое напряжение вокруг конфликта в Сирии: основные европейские индексы и японский Nikkei ответили синхронным падением котировок на заявление Дональда Трампа о вероятной конфронтации с Россией в регионе.
Украины эти процессы пока не коснутся, считают опрошенные LIGA.net финансовые аналитики. Но в случае затяжной нестабильности на глобальном уровне, украинский рынок, в том числе валютный, пострадает вместе с остальными развивающимися странами.
Токсичные миллиарды
О новых санкциях США против 38 российских чиновников, бизнесменов и отдельных компаний стало известно вечером в пятницу, 6 апреля. Их активы в Штатах были заморожены, американским компаниям запретили заключать с подсанкционными компаниями любые сделки. Неделю российские рынки начали с обвала: евро к среде подорожал до 80 рублей, доллар – до 65 рублей. Такого не было с середины 2016 года.
Первая реакция рынков на околороссийские новости была по большей части спекулятивной, говорит директор департамента рыночных исследований агентства IBI-Rating Виктор Шулик. Инвесторы воздержатся от каких-либо долгосрочных прогнозов и радикальных действий по крайней мере до конца месяца, добавляет он.
Рубль усугубил падение во вторник после того, как в прессе появилась информация о зарегистрированном к Конгрессе США законопроекте, который предусматривает полный запрет на покупку долгосрочных российских гособлигаций, причем не только российского Минфина и Центробанка, но и крупнейших российских госбанков, рассказывает старший аналитик Альпари Вадим Иосуб.
Читайте также: Новый поворот. Что будет с курсом доллара в апреле
«Санкции носят более серьезный характер, чем предыдущие «волны» за последние два года, поскольку внесли фактор неожиданности для международных инвесторов, – поясняет руководитель аналитического подразделения ICU Александр Вальчишен. – Инвесторы пытаются выйти из рублевых активов в долларовые».
Неопределенность усиливается тем, что точные критерии, которыми руководствовалось правительство США, включая конкретные имена в санкционный список, неизвестны, добавляет аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко. Из-за этого западные инвесторы будут расценивать любые российские активы как потенциально токсичные, полагает она.
Украина в стороне
Гривня не заметила российских потрясений: в первые два дня после пасхальных выходных доллар на межбанке подешевел на 10 копеек до 25,92 грн/$. К рублю гривня укрепилась на 5 копеек до 0,4 грн/руб.
«Доля импорта из Украины в общем объеме импортируемой продукции в РФ снизилась до 2%, до 2013 года она составляла 5-6%, – отмечает Вальчишен. – Активность российских игроков на украинском рынке тоже практически сошла на нет. Поэтому влияние изменений в РФ на экономику Украины заметно уменьшилось».
Оставшиеся торговые контракты по основным позициям импорта из России в Украину (в первую очередь – энергоносители и сырье) номинированы в долларах, говорит Ахтырко. Национальные валюты двух стран исключены из сделок как на уровне расчетов, так и при установлении цены, добавляет Иосуб. «В такой ситуации колебания курса рубля практически не скажутся на украинской экономике и торговом балансе», – поясняет он.
Читайте также: Капинус: Мошенникам несложно выдавать себя за реальный бизнес
Конкретные компании, которые ведут активный бизнес с Россией и имеют контракты, номинированные в рублях, рискуют потерпеть краткосрочные убытки, отмечает Ахтырко. Основные конкуренты россиян, попавших под санкции, могут обернуть ситуацию на российских рынках в свою пользу, считает Шулик.
«Пока гривна спокойно отреагировала на панику в соседнем государстве, но есть определенный временной лаг, – говорит Шулик. – Экономика Украины и РФ связаны – есть как торговые отношения, так и конкуренция в ряде секторов».
Турбулентность в России происходит в благоприятное для Украины время: банкиры констатируют сезонный рост предложения валюты на межбанке, что само по себе поддерживает гривню, рассказывает начальник отдела продаж казначейских продуктов ОТП Банка Юрий Крохмаль.
Риск заражения
Рубль начнет отыгрывать утраченные позиции уже в ближайшие дни, допускает Иосуб. Этому будут способствовать цены на нефть, которые поднялись выше $70 за баррель марки Brent, добавляет он.
Пока от российского обвала пострадали в основном западные держатели акций российских компаний, поскольку часть из них была исключена из торгов на американских биржах, другая – сильно потеряла в цене, говорит Ахтырко. Ситуация будет во многои зависеть от того, какие контрсанкции в ответ применит российское правительство, отмечает Шулик.
Российские активы будут стабильно дешеветь пока США и их союзники четко не обозначат свою позицию по Сирии, прогнозирует главный валютный стратег Saxo Bank Джон Харди. Но вероятность перехода российской экономики к новому витку затяжной рецессии остается невысокой, считает Иосуб.
Читайте также: Легкие деньги. Почему иностранцы покупают украинский госдолг
«Насколько сильно российская экономика зависит от экспорта энергоносителей, настолько мало влияние на нее других частей промышленности, включая торговлю алюминием (больше других от санкций пострадала компания Олега Дерипаски Rusal, которая производит 13% мирового алюминия, - Ред.), – отмечает Иосуб. – Снижение курса рубля означает рост рублевой цены на нефть, что даже помогает наполняемости российского бюджета».
Риск «заражения» Россией экономик развивающихся стран или финансовых рынков в целом также невелик, поскольку в России находится очень малая доля мировых активов, говорит Харди. Но геополитические риски, связанные с ситуацией, в которой оказалось руководство страны, остаются значительными, добавляет он.
«В глобальных масштабах мы видим возобновление торговых войн в виде «обмен пошлинами» между США и КНР, санкции, обострение вооруженных конфликтов в транзитных/ресурсных государствах, – перечисляет Шулик. – Обычно такие вещи «рикошетом» задевают практически все страны с более слабыми экономиками. Постсоветские рынки от глобальной нестабильности тоже, скорее всего, пострадают».
Сергей Шевчук