Сократятся ли золотовалютные резервы НБУ до $4,4 млрд
Озвученные недавно главой миссии МВФ в Украине Николаем Георгиевым прогнозы возможной динамики золотовалютных резервов НБУ заставили если не усомниться в озвученных цифрах, то, по крайней мере, крепко задуматься. Так ли все зыбко в отечественных государственных финансах. По мнению аналитиков фонда, объем золотовалютных резервов Украины в 2015 году может составить от $4,4 млрд. до $23,4 млрд. в зависимости от возможных сценариев развития событий в стране. Правда, успокаивает Георгиев, даже при негативном сценарии размер резервов, скорее всего, будет выше озвученных $4,4 млрд.
О том, какими должны быть оптимистический и пессимистический сценарии развития событий, чтобы указанные цифры стали реальностью, ЛІГАБізнесІнформ спросила в украинском офисе МВФ и у отечественных экспертов. К сожалению, в течение недели специалисты фонда не нашли возможность ответить на редакционный запрос, тем самым предоставив украинским аналитикам больше свободы творчества.
Александр Паращий, руководитель аналитического департамента Concorde Capital
Такой разброс в прогнозах МВФ является лишним свидетельством того, что ситуация очень неопределенная. Очевидно, риски российской агрессии являются основным источником этой неопределенности. Ведь если из уравнения исключить панические настроения, отток депозитов, скупку валюты и желание экспортеров попридержать валютную выручку за рубежом, то мы не увидим никаких фундаментальных причин ни для колебаний валютного курса, ни для дальнейшего снижении валютных резервов.
С учетом сокращения торгового дефицита и сотрудничества с МВФ, у нас действительно есть все шансы наращивать валютные резервы. Но если представить, что продолжается активный отток валютных депозитов, скупка валюты населением, а весь экспортный потенциал Донбасса парализован, то мы очень легко можем выйти на те самые $4,4 млрд. в 2015 году, которые смогли представить себе МВФ.
Наш прогноз по резервам: на конец 2014 года - $18,5 млрд., на конец 2015-го - около $20 млрд.
Дмитрий Ануфриев, партнер департамента корпоративных финансов Делойт
Сценарии экономического развития Украины, в первую очередь, зависят от успешности политического диалога с Россией относительно следующих вопросов фундаментальной важности:
- Территориальная целостность Украины и деэскалация конфликта на Донбассе
- Торгово-экономические связи с Россией и странами Таможенного союза, в первую очередь возможность продавать им нашу продукцию
- Цена и объемы покупки и транзита российского газа
На Донецкую и Луганскую области приходится около 16% ВВП Украины и около 25% экспорта. Продолжение конфликта на Донбассе ставит эти параметры под большой риск. Кроме того, ряд секторов (машиностроение, энергетика, металлургия) зависят от ресурсов, которые расположены на Донбассе. Таким образом, потери для экономики Украины могут быть еще большими.
Ряд секторов украинской экономики (вагоностроение, трубная промышленность, молочная и прочая пищевая продукция) существенно зависят от рынка России и стран ТС. Многие другие сектора также ориентированы на этот рынок, хоть и в меньшей степени. Доля России и стран ТС в экспорте Украины в 2013 году составила 30%. Для переориентации на другие рынки нужны существенные инвестиции и маркетинговые усилия.
Договоренности о газе с Россией влияют не только на цену газа, но и себестоимость продукции в ряде секторов. Очень важным будет доступность газа в принципе, поскольку экономика Украины чрезмерно энергоемкая и традиционно была ориентирована на газ.
Я бы озвучил следующие два возможных сценария дальнейшего развития событий в стране:
Пессимистический
- дальнейшая эскалация конфликта на Донбассе, в результате чего происходит существенное увеличение бюджетного дефицита, сильная инфляция (больше 15%), падение экспортной выручки в металлургии, химической промышленности и машиностроении, рост протестных настроений в обществе;
- разрыв торгово-экономических связей с Россией, блокирование доступа украинской продукции на российский рынок, а также на рынки стран ТС, сложности в переориентации украинской экономики на рынки других стран из-за нехватки инвестиций, опыта, качества продукции;
- отсутствие договоренности с Россией по газу, блокирование Россией возможностей реверса газа из Европы;
- дальнейшее падение гривни из-за роста дефицита платежного баланса и ажиотажного спроса на валюту со стороны населения, существенное увеличения плохих долгов в банковской системе с дальнейшей ее дестабилизацией и замораживанием кредитования, торможение экономических реформ.
Оптимистический
- долгосрочное перемирие на Донбассе, восстановление его инфраструктуры и предприятий, компромисс в отношении статуса региона и механизмов его взаимодействия с другими областями Украины, прекращение попыток дестабилизировать другие "русскоязычные" регионы;
- частичное возвращение украинской продукции на рынок России, постепенная переориентация на рынки стран ЕС и других стран, частичная компенсация потерь экспортной выручки из-за более широкого доступа на рынки ЕС товаров, которые уже востребованы на этих рынках;
- компромисс по цене на газ с Россией, доступность российского газа, сохранение (или несущественное падание) объемов транзита в комбинации с постепенным уменьшением энергоемкости экономики и увеличением внутренней добычи газа;
- рост инвестиций из стран ЕС, США и других в предприятия, продукция которых имеет потенциал на зарубежных рынках; продолжение кредитования со стороны МВФ, Мирового банка, ЕБРР и прочих международных финансовых организаций, результатом чего будет стабильность гривни, банковской системы и дальнейшее повышение конкурентоспособности экономики.
Пессимистический сценарий
- принуждение Украины к оплате за газ по завышенной цене (оплата долгов + еще оплата авансом);
- дальнейший отток валютных депозитов;
- отток капитала;
- спрос на валюту со стороны населения;
- проблемы с выполнением программы МВФ;
- дальнейшее падение экспорта (из-за ухудшения ситуации или по причине желания экспортеров оставить валютную выручку за рубежом).
Оптимистический сценарий
- регулярные поставки газа из ЕС;
- стабилизация ситуация с валютными депозитами;
- выполнение условий МВФ и дальнейший приток кредитов и грантов от международных организаций;
- стабилизация экономической жизни и наращивание экспортных поставок на нероссийские рынки.
Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова
По моему мнению, вероятность негативного сценария значительно выше.
Оптимистический сценарий может основываться на том, что Украина достаточно быстро локализует конфликт на востоке страны; успешно пройдут парламентские выборы, которые обусловят в будущем эффективное реформирование экономики; существенно улучшится инвестиционная привлекательность страны. Тем самым будут решены вопросы экономической динамики, модернизации производства и притока валюты. Но, к сожалению, верится в такой сценарий с трудом.
Слабо оптимистический сценарий предполагаетновый виток ухудшения внешнеторгового сальдо вследствие ухудшения экспортных возможностей украинских производителей. На этом фоне удорожание импорта, в том числе энергоносителей, предполагает поиск дополнительных источников валюты. Среди таких источников – золотовалютные резервы НБУ.
Отдельного внимания заслуживает валютная политика НБУ. К примеру, нерациональная шаги регулятора стимулируют экспортеров прятать валютную выручку, что, в свою очередь, заставляет НБУ решать проблему дефицита валюты на рынке за счет своих резервов.
В итоге, слабость экономики, умноженная на нерациональные действия Национального банка, приведут к тому, что валютные резервы будут вымываться.
О пессимистическом сценарии говорить нет смысла. Все эти сценарии легко могут перетекать друг в друга. И, к сожалению, хороший в плохой превращается легче, чем наоборот.
Руслан Кисляк