В ожидании чуда от Великого Бена
Где-то в глубине человеческой природы, чуть дальше основных инстинктов и чуть выше уровнем в пирамиде Маслоу, зашито неизвестным кодировщиком желание покорить этот мир, взобраться на его вершину. Что человек делает на этой вершине - зависит от индивидуального кода, и в данном случае неважно, будет ли он оттуда плевать на головы прохожих, просто зачекинится в Facebook, вывесит плакат с призывом отпустить Анжелу Девис или будет играть на скрипке чудесную мелодию. Важно лишь то, что взобраться на самый верх (или убедить других, что взобрался) мечтает почти каждый гомо сапиенс, не жалея для этого сил. Каждый, конечно, поступает по-своему, да и представление о вершине у каждого свое, но вот получается это далеко не у каждого. Скорее даже, у очень редких экземпляров. Другие пытаются имитировать, прикупая иногда для этого целые медиа-империи с целью увеличения дара убеждения. Но кто по-настоящему взобрался на вершину и уселся там довольно давно, пройдя совершенно нестандартный для украинской мечты путь умного профессора, так это Бен Бернанке, выход в свет которого после заседания FOMC (Федеральный комитет по открытым рынкам – Ред.) ожидался с двойным или даже тройным нетерпением. При этом большинство участников рынка вели себя как отличники перед экзаменом, предпочитающие плакать на плече у двоечников и жаловаться, что ничего не выучил, хотя с трудом найдется билет, который они не помнят на память. Так и рынки, заявляя, что не ждут ничего хорошего и готовятся к худшему, втайне верили в очередное чудо от Великого Бена.
Чуда не произошло, хоть и не произошло ничего трагического. Но имидж старика Бена сыграл с рынками злую шутку, и вот уже два дня мы наблюдаем увлекательную распродажу, иногда с элементами легкой паники. Ну а как еще назвать падение S&P500 в ночь на пятницу на 2,5% (самое значимое снижение индекса с 2011 года) и рост VIX выше 20 пунктов впервые в 2013 году? В результате, в пятницу американские биржи открылись на уровне в 1588 пунктов. При этом Бернанке даже не выступил в роли Тараса Бульбы, изрекшего когда-то свое знаменитое "Я тебя породил, я тебя и убью", несмотря на свои украинские корни (хотя, конечно, предки его вряд ли переехали в Бердичев после разрушения Сечи, и в его кабинете не висит картина с казаком Мамаем рядом с фотографией Барака Обамы). Пока никто не сворачивает и даже не сокращает скупку активов (хотя Bloomberg и прогнозирует, что с сентября ежемесячный объем снизится с 85 до 65 млрд. долларов). Ставки будут нулевыми еще очень долго, а само окончание QE3 привязано к достижению определенных макропоказателей. При этом прогноз ФРС гораздо оптимистичнее средней температуры по больнице (консенсуса), а, значит, возможностей для продолжения процесса, доставляющего всем массу удовольствия, еще остается предостаточно. Пока трудно сказать, когда рынки обратят внимание на этот факт и захотят ли они это сделать.
Так что на глобальных рынках пока продолжается коррекция, и мечты украинского правительства о новом выпуске еврооблигаций остаются только мечтами. На ближайшие недели их даже можно спрятать на самое дно большого сундука, стоящего в казначействе. Если там еще остались сундуки. Про золотые червонцы в них мы уже не вспоминаем. Показательный оказался внеочередной аукцион, на котором быстренько привлекли больше 1 млрд. грн. с помощью коротких бондов на покрытие кассовых разрывов (кто-то когда-то пытался объяснить этот термин иностранному фонду?), вернее сам факт его проведения. А казалось, что все опять складывается в нашу пользу. И выступление Бена Бернанке, и скорый приезд миссии МВФ на праздники — все давало надежду на традиционный в такой период выпуск нового долга. Теперь же, когда о нем уже можно забыть, о скором приезде миссии МВФ говорит разве что рост волатильности на валютном рынке. Тоже традиционный. Кого встречают хлебом-солью, а кого такой вот динамикой курса. Но к этому мы уже привыкли. Интересно, привык ли к этому МВФ?