29012_image_large.jpg

Минфин разработал новый проект приказа об утверждении порядка и критериев оценки компаний для получения статуса уполномоченного экономического оператора. Создание института УЭО предусмотрено действующим с 1 июня Таможенным кодексом. Обнародованный на сайте Минфина документ был отозван министерством для доработки, в частности правительство не устраивала форма анкеты, которую предприятия должны заполнить для получения статуса, а также количество вопросов в ней.

Как пишет КоммерсантЪ-Украина в материале "Уполномоченный спор", последняя ее редакция от предложенной ранее отличается незначительно. Представитель бизнеса, претендующего на получение сертификата УЭО, должен ответить на семь вопросов с огромным количеством подпунктов - от названия компании, перечня ее акционеров, видов деятельности и объемов операций до данных о компьютерных системах, использующихся для ведения учета, о системе внутреннего контроля и безопасности, о кадровой политике в рамках обеспечения честности персонала.

По словам директора департамента таможенного контроля и оформления Гостаможни Сергея Семки, перечень вопросов скопирован с анкет европейских компаний. "Мы взяли документ, который унифицирован для 27 стран ЕС. Поэтому при разработке нашей анкеты мы предлагаем учитывать рекомендации ЕС с целью возможного использования нашего сертификата у них", - отмечает он.

Согласно Таможенному кодексу, предприятие со статусом УЭО получает ряд преференций по таможенному оформлению и прохождению контроля. Оно должно соответствовать шести условиям, в частности осуществлять внешнеэкономическую деятельность в течение не менее трех лет и не иметь задолженности по таможенным платежам. Фактически, институт УЭО пришел на смену "белым" и "зеленым" спискам.

Европейский подход к получению статуса УЭО не устроил Минфин, который настаивает на упрощении анкет и предоставлении сертификата только в пределах Украины, чтобы в дальнейшем привести порядок оценивания к европейским нормам, сообщили в Гостаможне. По словам сопредседателя таможенного комитета Европейской бизнес ассоциации Дениса Шендрика, их компании разошлись во мнениях по вопросу получения статуса и преференций.