Со своего поста уходит Валерия Гонтарева, глава центробанка, на время председательства которой пришлись безусловно исторические события для экономики Украины. Она возглавила НБУ после президентских выборов в июне 2014 года, в период серьезных вызовов для Национального банка. Эта статья — попытка проследить, как центробанк отвечал на эти вызовы, кратко изложить историю монетарной и курсовой политики в знаковый для Украины период. Мы умышленно не фокусируемся на вопросе ликвидации банков и изменений в системе пруденциального надзора, потому что это родственная, но отдельная сфера деятельности центробанка.

Чтобы иметь внешний ориентир (хотя и несовершенный) и соответствующий фон для описания монетарной и валютной политики Валерии Гонтаревой, мы будем действия НБУ с действиями банка России. Для сравнения мы выбрали Россию, поскольку центральные банки обеих стран столкнулись с подобными вызовами: критическое сокращение экспорта товаров обеих стран в результате падения на сырьевых рынках (руды и стали для Украины, нефти для России) и отток иностранного капитала (Украина – из-за войны на Востоке, аннексии Крыма и внутриполитического кризиса, Россия – из-за международных санкций). Хотя возможности России отвечать на кризисные факторы были больше, а потери экономики Украины от войны и аннексии значительно существеннее эффекта от санкций, в результате кризиса и гривня, и рубль потеряли против доллара более половины своей стоимости за очень ограниченный промежуток времени.

Можно ли говорить о том, что политика украинского центробанка была достаточно успешной, насколько это вообще было возможно в тех условиях?

Чтобы прочесть этот материал нужно оформить подписку. Перейдите к полной версии страницы.