Не только банки. Чем жил финансовый рынок в 2017 году
В уходящем году рынок небанковских финансовых услуг чувствовал себя неплохо. Ему удалось не просто избежать чистки, наподобие банковской, но и напротив, рынок даже нарастил свои показатели. По состоянию на октябрь на рынке работали 2012 небанковских финучреждений, их суммарные активы составляли 187 млрд грн – около 7,8% ВВП.
Добиться роста рынок смог за счет ряда изменений, принятых в этом году профильным регулятором – Нацкомфинпослуг, отдельные перемены произошли и с подачи депутатов Верховной Рады.
Но не все предложенные властью инициативы пошли рынку на пользу. Попробуем выделить ТОП-5 наиболее значимых событий для рынка небанковских финуслуг 2017 года и проанализировать их влияние на работу финансовых учреждений.
№1. В декабре 2016 года вступили в силу новые Лицензионные условия для участников рынка финансовых услуг (утверждены Постановлением Кабмина №913). Документ установил требования для финкомпаний с учетом особенностей каждого конкретного вида их деятельности: предоставление гарантий и поручительств, доверительное управление финансовыми активами, финансовый лизинг, факторинг и пр.
Читайте также: Кошмар бухгалтера. Зачем банкам новые стандарты учета
После этого все участники рынка должны были заново получить лицензию. Но как рассказывал член Нацкомфинслуг Александр Залетов, по состоянию на сентябрь из 500 небанковских учреждений лицензию получили только 60-70% компаний.
Перелицензирование стало важным событием для сектора. В сфере лицензирования появился порядок, были четко определены виды деятельности, которыми может заниматься финансовая компания. Второй принципиальный момент – участники рынка получили бессрочные лицензии. Обошлось без особых бюрократических сложностей: лицензии выдавались по заявительному принципу в течение 10 дней с дня подачи заявки.
№2. Перелицензирование внесло некоторые изменения в правила отчетности финучреждений. 21 ноября 2017 года вступило в силу Положение об обязательных критериях и финансовых нормативах. В дополнение к нему – требования, ограничивающие риски в деятельности финкомпаний, которые предоставляют услуги по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах (распоряжение Нацкомфинуслуг № 3384). После этого, по словам участников рынка, финансовая отчетность финкомпаний стала более прозрачной, на практике это улучшит как пруденциальный надзор со стороны регулятора, так и облегчит ведение статистики компаниям.
№3. 10 июня вступил в силу Закон №1734-19 "О потребительском кредитовании". Главная его цель – защитить права заемщиков-физлиц. Одна из ключевых норм нового закона —финучреждения должны предоставлять клиенту всю информацию о кредите еще до подписания договора. Никаких дополнительных и скрытых платежей – все должно быть указано в паспорте потребительского кредита, который заемщик получает в обязательном порядке перед оформлением кредита. Рынку это однозначно пойдет на пользу – конкуренция между его участниками станет более прозрачной.
Читайте также: Рост ВВП и падение доллара. Что будет с экономикой в 2018 году
№4. В июне депутаты отправили на доработку в профильный Комитет ВР для подачи на повторное первое чтение законопроект №6027 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения доверия между банками и их клиентами". За длинным названием кроется важнейшая для рынка цель – защита прав кредиторов.
Пока получается, что 6027 – это событие, которое частично произошло, а частично нет. Законопроект решает большинство проблемных вопросов по возврату задолженностей, регулирует тему проблемных кредитов. Да, в его названии пока фигурируют только банки. Но еще летом, после встреч, обсуждений и даже споров, участники рынка добилась того, чтобы он распространялся как и на небанковский рынок. В этом году закон уже не примут. И это одно из главных упущений 2017 года для всего рынка.
№5. Ещё один документ, который пока благополучно почивает в недрах комитетов Верховной Рады – законопроект №2413-a о консолидации функций госрегулирования рынков финансовых услуг, более известный как Закон "О СПЛИТе Нацкомфинуслуг". Документ предусматривает передачу функций государственного регулирования от Нацкомфинуслуг двум другим регуляторам – Национальному банку и НКЦБФР.
Документ был принят парламентом в первом чтении еще в 2015 году, но с тех пор эта история застыла на месте. Возродили ее совсем недавно международные партнеры Украины – МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, USAID и Представительство ЕС в Украине.
По мнению международных партнеров, такая функциональная консолидация – обязательное условие для повышения уровня надзора и важный шаг на пути к интеграции финансового сектора Украины в международные рынки.
Читайте также: Лидеры и аутсайдеры. О чем говорит обновленная статистика НБУ
Участники финансового сектора не столь категоричны в оценках. Некоторые из них пока не видят перераспределении регуляторных полномочий какого-либо важного для рынка смысла. Многих волнует вопрос: какие цели преследует Национальный банк, претендуя на функции по регулированию части небанковского финансового рынка?
Если представители НБУ хотят ужесточить требования к финансовой отчетности, то в этом нет особой необходимости: финкомпании и так ежеквартально отчитываются в налоговую инспекцию и сдают в Нацкомфинпослуг подтвержденную аудитом годовую отчетность. Если речь идет о повышенных требования к уставному капиталу – возможно, но, увы, это прямой путь к физическому сокращению рынка.
В целом, в следующем году хотелось бы видеть, как можно меньше "борьбы с ветряными мельницами" со стороны регуляторов. Дальше рынок сделает все сам. Работы с реальными проблемами сдерживающими развитие сектора предстоит еще очень много.
Виктория Волковская,
генеральный директор Объединения финансовых учреждений