Мы привыкли делить экономических субъектов на предпринимателей-работодателей и наемных работников. Такое разделение – основа промышленного типа организации производства, поэтому неслучайно, что в индустриальную эпоху оно стало доминирующим.

"Классический" предприниматель – предпринимает некое дело, то есть, организует процесс производства товаров и услуг, инвестирует капитал, покупает на рынке рабочую силу и необходимые материалы, оборудование, ноу-хау, и т.д. А результат продает потребителю. И если все прошло удачно, оставляет себе или реинвестирует прибыль. Он берет на себя все риски, все организаторские и маркетинговые функции. Работнику остается только добросовестно трудиться, получать зарплату, ну и временами задумываться, кому бы еще повыгоднее продать свои услуги.

На самом деле, это разделение условно, поскольку работнику тоже желательно думать о совершенствовании своих знаний и навыков, а для этого - инвестировать в свой "человеческий капитал". Следовательно, временами он тоже рискует. Приходится также изучать рынок труда и торговаться о выгодных условиях. Конечно, работником может быть и вполне пассивный человек, для которого главное – иметь возможность регулярно получать зарплату и ни о чем больше не думать. Но сколько-нибудь предприимчивый сотрудник, в конечном счете, как правило, выигрывает. Особенно в постиндустриальную эпоху, когда интеллектуальный труд становится основным, а необходимые для него знания и умения меняются все быстрее.

Читайте также - Зимний максимум. Как долго будет падать гривня

Во все времена существовал промежуточный вид экономически активного человека – самозанятый или индивидуальный предприниматель. С одной стороны, это предприниматель, поскольку работает он или она "на себя", непосредственно продавая свои услуги или, реже, товары конечному потребителю. Да и средства производства использует собственные либо арендованные на свой страх и риск. С другой стороны, такой предприниматель с точки зрения "настоящего" бизнеса выглядит неполноценно: работников не нанимает, обороты – смешные, а о расширении бизнеса даже не думает… В общем "кустарь-одиночка без мотора", высмеянный в индустриальную эпоху как анахронизм.

Однако в полном соответствии с гениальным пророчеством Эдвина Тоффлера в постиндустриальном мире возвращаются многие формы, казалось бы навсегда похороненные индустриализмом. Обрел второе дыхание и этот вид деловой активности. Причины разные: начиная от совершенствования орудий труда, так что один человек или семья становится вполне в состоянии производить столько, сколько раньше удавалось целому колхозу; и заканчивая нежеланием людей подчиняться индустриальной дисциплине и иерархии. Благо, ниш для самозанятости появляется все больше.

Связано это с тем, что далеко не всякий бизнес имеет эффект масштаба, на котором держится вся концепция крупнотоварного массового производства. Во многих видах интеллектуальных услуг, например, дизайне куда важнее гибкий подход к клиенту, а сами услуги он все равно получает на индивидуальной основе. То же самое относится и к индивидуализированному, гибкому, постиндустриальному производству, в котором каждое изделие снова, как и в средние века, делают под заказчика – но теперь уже с помощью 3D принтеров или, например, роботизированных швейных машинок.

"Индивидуальное предпринимательство - это новый драйвер роста экономики, - считает Председатель Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж Магнус Бреннстром. - Это то, что люди хотят в будущем. Они хотят управлять своей жизнью, хотят быть "сам себе начальник". В то же время, наблюдается тренд, когда работник имеет несколько работ или подрабатывает как фрилансер или индивидуальный предприниматель".

Для Украины такая форма бизнеса особенно перспективна, поскольку очень хорошо отвечает национальным особенностям, ситуации на рынке и характеру взаимоотношений бизнеса с государством. С точки зрения национальной культуры, украинцы – очень индивидуалистичный народ, "хуторяне". Конечно, советская индустриализация воспитала и немало "начальствозависимых", особенно в Восточной Украине. Но как рабочие на производстве они редко могут успешно конкурировать с азиатами, у которых послушание и дисциплина в крови. Промышленность в Украине, конечно, будет развиваться, но никогда не станет локомотивом роста. Зато им могут стать отрасли и предприятия, основанные на самозанятости. Пока они представлены, в основном, мелкой розницей, прямыми продажами, и транспортными услугами. Но со временем появляется все больше самозанятости, ориентированной на внешние рынки.

Чтобы прочесть этот материал нужно оформить подписку. Перейдите к полной версии страницы.