Остаются ли у Украины шансы ассоциироваться с Европой
Покорение вершин продолжается. До католического Рождества вроде бы еще целый месяц, но рынки обновляют максимум за максимумом. Вот и утро пятницы американский индекс S&P500 начал с отметки 1790 б. п. - очередной мировой рекорд за все времена. За последние две недели хорошее или умеренно хорошее настроение покидало рынки всего один раз - когда в прошлый четверг янки внезапно обвалились более чем на 1%. Никто так и не понял, что случилось. Даже те, кто панически распродавал акции. Может быть, это от переизбытка счастья, ведь запустило механизм продаж снижение ставки от мистера Драги (главы ЕЦБ – Ред.), что, по идее, всегда считалось позитивным моментом. Или все дело в нервах? Ведь слишком давно не случалось чего-то плохого, и это становится уже подозрительным. Спекулянтам понадобился всего один день, чтобы разобраться, что ничего страшного не произошло, и отыграть потери.
На текущей неделе уже ФРС приняла передачу от Драги, которому удалось удивить и одновременно сбить температуру на валютном рынке, где прекратился рост стоимости евро, совершенно не радующий немцев. В итоге, курс вернулся к уровню 1,33-1,34, который, похоже, устраивает почти всех.
Мисс Йеллен (будущий глава ФРС – Ред.) начала сразу оправдывать возложенные на нее надежды, даже не обращая внимания на ревнивые взгляды Бена Бернанке из угла комнаты, который вроде бы еще и остается главным, но уже как-то начинает прихрамывать. На очередном публичном мероприятии мисс ФРС в очередной раз подтвердила свой статус "главной помощницы спекулянтов", вселив уверенность в то, что просто так, и тем более скоро, никто не будет сворачивать программу стимулирования экономики. Так что поток дешевых денег продолжает бурлить, растекаясь по всему подлунному миру. И, как показывает практика, а также статьи в ряде западных газет, маленькая заметка в которых способна вызвать бурю в информационном пространстве нашей страны, дотекают и до Украины. Но даже активные покупки со стороны западного побережья Штатов пока не помогают не только снизить доходности до приличных уровней, но и даже вернуть кривой прежний, не инверсионный вид. Последний свидетельствует о том, как часто инвесторы произносят слово "дефолт" в контексте украинских еврооблигаций. Хорошо еще, что в Лондоне и Нью-Йорке, Сан-Франциско и Сингапуре вряд ли смотрят телеканал РТР воскресными вечерами.
Возвращаясь к доходностям, отметим, что украинские еврооблигации снова оказались там, куда их забросила лихая доля после решения Moody's, плотно обосновавшись на минимумах этого года. Причиной стали обоснованные сомнения рынка в том, что Украина способна договориться об ассоциации и выполнить те нехитрые требования, о которых все говорят уже около года. Анализировать эту ситуацию - дело безнадежное, потому как она не поддается рациональной логике и зависит от того, что в данный момент происходит в одной конкретной голове - Того, Кого нельзя называть. А тут ситуация, как в известной задаче с котом Шредингера: в любой момент Украина подписывает ассоциацию с ЕС и не подписывает ее, и чтобы получить внятный ответ, надо вскрыть черепушку. Но это, увы, не положено по условиям задачи. Что происходит на самом деле - видим ли мы блеф, глупость или предательство - узнаем только через две недели. Это, казалось бы, короткий срок для пребывающих на пляже, но очень длинный для тех, кто сидит в офисе у экранов мониторов, пропуская через себя всю информационную вакханалию. Даже если у тебя не открыта позиция на 5 млрд. долларов. Ну а если она открыта, то смертность нервных клеток резко возрастает, равно как и желание выпить. Особенно тогда, когда к уже привычным политическим движениям (напоминающим банальную торговлю брокера, у которого нет собственной позиции, и он вынужден бегать между двумя клиентами, стараясь максимально увеличить свой заработок, рискуя потерять все из-за проснувшейся жадности) прибавляются письма доярок, просящих перенести ассоциацию на год-другой, чтобы они успели увеличить надои в два раза и выучить детей в университете.
Вот такая дивная ситуация сложилась, когда простой украинский представитель фондового рынка, перебивающийся с хлеба на воду, может почувствовать себя в одной лодке с управляющими громадными инвестиционными фондами. Появление информации о точном объеме вложений Franklin Templeton в украинские бумаги взорвало украинское информационное пространство, продемонстрировав, как мало людей в этой стране в принципе понимает, о чем идет речь. Тут же родилось множество теорий заговоров - обычных спутников невежества. Но, оставив все это в стороне, будем надеяться, что, как и в случае с Ирландией, ставка фонда сыграет. Заметим, что Украина - не самое крупное вложение фонда, специализирующегося на поиске недооценённых бриллиантов в болоте. Пока таким болотом остается весь украинский сегмент еврооблигаций, где покупать сейчас все боятся, но и продавать в короткую уже страшно, учитывая минимальный уровень текущих цен. Как бы сказали классики: "Верхи не могут, низы не хотят". В общем, революционная ситуация налицо.
На локальном украинском рынке облигаций о революции могут только мечтать. Впрочем, тут каждый мечтает о своем. Участники рынка уже несколько лет просто мечтают о самом рынке. Минфину очень хочется взять где-то денежек, потому как нигде больше пока не дают, и ради этого он готов размещать любые серии долларовых бондов и очень короткие гривневые облигации. И если с гривневым долгом все будет хорошо (станок у нас работает пока без остановки), то потенциальный спрос на валютные облигации оценить крайне сложно, по крайней мере пока Укрэксимбанк не получит очередной транш китайских агро-денег. Увлечение коротким гривневым долгом немного пугает, но такова, видимо, дань моде в стране, где никто никому не верит. И никто не знает, в какой Украине проснется через несколько недель. Это увлечение подхватили даже корпоративные заемщики, что вылилось в выпуск бондов Идея банком с трехмесячной офертой. При этом, как показала практика, чем короче облигации, тем короче их презентация (хорошо, что это не сказывается на количестве вина на самой презентации), что является позитивным примером для будущих эмитентов. Многие верят, что эти эмитенты еще выйдут на рынок.
Продолжает радовать и сам радоваться своей непредсказуемости украинский рынок акций. Казалось бы, поскольку ставки на ассоциацию резко упали, настроения игроков должны приблизиться к осенней депрессии, тем более что погода способствует. Но на прошедшей неделе мы вдруг стали свидетелями как роста активности в целом, выражающегося в объеме реальных торгов, так и прироста индексов. Утро пятницы индекс УБ начал с очень важной психологической отметки в 900 п. Так высоко рынок не закрывался с марта 2013 года, когда падал под давлением взрывов на Центрэнерго. Конечно, учитывая то дно, на котором мы все болтаемся уже больше года, говорить о пике как-то непристойно, но все равно приятно. Равно как хорошей новостью стало сообщение о том, что со следующего года уходит в небытие акциз при торговле акциями. Конечно, стороннему наблюдателю крайне сложно принять тот механизм, благодаря которому от акциза удастся избавиться, но в стране, где все с детства знают о важности запятой и ее месте во фразе, такие методы никого не удивляют. В Украине вообще трудно удивиться, тем более удивиться приятно. Но надежда умирает последней. Пока ей отмеряно как минимум две недели жизни. А потом, вдруг, нас будет ждать обыкновенное чудо.
Сергей Фурса,
специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital