Почему дефолт Нафтогаза более вероятен, чем дефолт США
На текущей неделе на рынках разыгрывалась классическая история, которая может повторяться тысячи раз и не надоедать ни зрителям, ни самим участникам. При этом одновременно может проходить несколько спектаклей, когда кто-то играет классику на большой сцене, кто-то — на малой, а отдельные энтузиасты – у себя в подвальчике. Но начинать, как всегда, приходится с центральных подмостков. А тут по-прежнему республиканцы никак не договорятся с демократами, демократы с республиканцами, отчего продолжается бюджетный кризис и неотвратимо приближается 17 октября, на которое намечен всемирный апокалипсис. И это заставляет рынки нервничать и корректироваться. Иногда просыпаешься среди ночи от страха, что ЭТО случилось.
Впрочем, говорить всерьез о дефолте Штатов — это примерно то же самое, что обсуждать перспективы объединенного чемпионата по футболу Украины и России. Время потратить можно, даже прогнозировать что-то можно, и даже влияние на Украину придумать, но все эти заключения не будут стоить потраченного времени. Тем более, - мы ведь помним, что дело происходит в Штатах. А, значит, согласно классике голливудского кино, решить проблему заранее никак нельзя. И только повиснув на волосинке, когда таймер будет отсчитывать последние секунды, главный герой (или даже герои) успевает спасти мир. На этих фильмах выросли как участники баталий, так и большинство спекулянтов, наблюдающих сейчас за перипетиями переговоров с попкорном и виски. И именно такой конец фильма подсказывает здравый смысл, напоминающий о том, что никто и никогда не простит сенаторам, конгрессменам и президенту дефолта Штатов и разрушения основ мировой финансовой системы.
Но маленькая вероятность того, что все присутствуют на съемках не очередного блокбастера, а какого-нибудь авторского кино, режиссер которого готовится выиграть главный приз на каком-нибудь кинофестивале (например, "Молодость" в Киеве), и хэппи-энд в котором не предусмотрен по определению (равно как и смысл), не позволяет полностью отбросить эту мысль. Что и определяет движение рынков в последние недели две. Но, одновременно, эти страхи недостаточно велики, чтобы препятствовать однодневным взлетам на фоне позитивных новостей, как случилось в четверг, когда индекс S&P500 вырос на 2%. В результате, пятницу S&P500 начал на отметке 1792,6 пунктов, снова совсем недалеко от магических 1700 пунктов. Всплеску оптимизма способствовало официальное признание того факта, что преемницей Бена Бернанке станет мадам Джанет Йеллен, девушка из приличной семьи и большой адепт Церкви Свидетелей Количественного Смягчения. Вышедшие одновременно с этим данные по безработице (которые, с большой вероятностью, появились на свет благодаря компьютерной ошибке) еще больше подсластили эту новость. И уже казначейские обязательства перестают штурмовать уровень в 3% (речь идет о 10-и летних бумагах), возвращаясь к уровню в 2,5%, и рынки акций по всему миру "зеленеют".