30921_image_large.jpg

Возможностей у НБУ влиять на валютный рынок сейчас больше, чем когда-либо. Да и раньше дискуссии о воздействии рыночных причин на курс национальной валюты имели скорее теоретический характер. Главным фактором, определявшим курс гривни, была политическая целесообразность. "Несмотря на то, что макроэкономические показатели свидетельствуют о необходимости девальвации гривни с целью сохранения долгосрочной стабильности экономики и поддержки роста реального сектора, фактически гривня остается одной из самых стабильных валют развивающихся рынков", - напоминает старший аналитик компании УкрФинансы Олег Иванец. Однако парламентские выборы прошли и теперь, вероятно, курсовая политика изменится в сторону большего реализма.

Реальный же курс валюты зависит, как известно, от баланса спроса и предложения. В условиях высоких девальвационных ожиданий предложение валюты на рынке уменьшается, что и обуславливает корректировку курса. Таким образом, констатирует глава аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин, задачей правительства и Нацбанка для стабилизации курса гривни является выравнивание объёмов валютообменных операций покупки и продажи. Для этих целей Нацбанку предоставлено право обязывать экспортеров продавать часть валютной выручки на межбанковском рынке, каковым правом регулятор воспользовался мгновенно.

Наращивание объемов импорта на фоне слабого спроса на отечественную продукцию за рубежом и сокращение притока валюты в страну в виде кредитов и прямых инвестиций - действительно серьезные девальвационные факторы

На наличном рынке сбалансировать покупку/продажу сложнее, но объём обменных операций здесь "в мирное время" на порядок меньше, чем на межбанке. Поэтому и влияние их на курс не столь существенное. Доля наличного рынка составляет порядка 7-8 % в общей структуре валютного рынка. В связи с этим непонятно, почему Нацбанк так рьяно взялся за наличный рынок (достаточно вспомнить инициативу о введении 15% сбора на продажу валюты). "Пока нетто скупка валюты населением не превышала $1 млрд. в месяц, а приток заимствований и инвестиций был достаточным для обеспечения финансирования дефицита счета текущих операций и обслуживания внешних обязательств", - отмечает экономист Тройка Диалог Украина Ирина Пионтковская.

Чтобы прочесть этот материал нужно оформить подписку. Перейдите к полной версии страницы.