Источник: EPA

В ответ на призыв президента Франции Франсуа Олланда начать новую экономическую политику, ориентированную на рост, правительство Германии сухо заявило о том, что не намерено предпринимать никаких изменений в программе строгой экономии еврозоны. Скорее всего, к уже существующим программам добавятся отдельные меры поддержки роста, такие как увеличение объемов кредитования Европейского инвестиционного банка и выпуск совместно гарантированных "проектных" облигаций для финансирования конкретных инвестиций.

Многие эксперты в Германии и за ее пределами заявляют о том, что необходимы и строгость, и больший рост, и что более пристальное внимание к экономическому росту не означает снижения строгости. Драма продолжающегося кризиса разворачивается в еврозоне, однако дебаты о политике строгой экономии ведутся и в США.

Должны быть установлены три основных момента. Во-первых, в условиях массовой безработицы и избыточных мощностей объемы производства в краткосрочном периоде определяются скорее спросом, а не предложением. В странах-членах еврозоны на национальном уровне можно проводить только фискальную политику, поскольку денежно-кредитную политику контролирует Европейский центральный банк. Так что более быстрому экономическому росту действительно требуется медленное сокращение бюджетного дефицита.

Дебаты о политике строгой бюджетной экономии ведутся не только в еврозоне, но и в США

Единственным контраргументом является то, что медленная бюджетная корректировка приведет к дальнейшему сокращению доверия и ударит по своей цели, - приведя к снижению частных расходов. Это может оказаться правдой, если страна заявит, что она в основном отказывается от планов бюджетной консолидации и связанной с ней международной поддержки, но это крайне маловероятно в случае, если страна решит продлить срок бюджетной корректировки согласовывая свою политику с такими поддерживающими институтами, как Международный валютный фонд. Более того, МВФ недвусмысленно рекомендует более медленную бюджетную консолидацию для Испании в своем докладе 2012 года о Перспективах развития мировой экономики.

Без серьезной краткосрочной поддержки платежеспособного спроса многие увязшие в кризисе страны могут столкнуться с нисходящей спиралью сокращения расходов, сокращения производства, с ростом безработицы, еще большим дефицитом бюджета и т.д.

Во-вторых, необходимо выбрать пакет финансовой консолидации, более благоприятный для роста. Существует очевидное различие между инвестиционными и текущими расходами, на которое указал премьер-министр Италии Марио Монти. Первые, если они правильно спланированы, могут заложить основу для долгосрочного роста.

Также существует различие между государственными расходами с эффектом высокого мультипликатора, такими как поддержка низкодоходных групп населения с высокой склонностью тратить деньги, и снижением налогов для богатых, значительная часть которых, вероятно, будет превращена в сбережения.

И последнее, но не менее важное: существуют долгосрочные реформы, такие как реформы рынка труда, которые увеличивают гибкость рынка, при этом не приводя к крупномасштабным увольнениям (модель, довольно успешно реализуемая Германией). Кроме того, корректировка сроков выхода пенсию и пенсионная реформа могут увеличить долгосрочную финансовую устойчивость, не создавая социальных конфликтов. Здоровый пожилой человек может по достоинству оценить возможность работы на неполный рабочий день, если в этом вопросе будет определенная гибкость. Задача состоит в том, чтобы интегрировать такую работу в общее функционирование рынка труда с помощью соответствующего регулирования и стимулов.

Далее, Европе необходима скоординированная стратегия, которая увеличит время на консолидацию бюджетов и сформирует благоприятную для роста политику. Единая стратегия будет иметь значительные преимущества по сравнению со стратегиями отдельных стран. В конце концов, должна существовать европейская стратегия роста, - а не испанская, итальянская или ирландская стратегия. Выиграют в этом случае все, включая такие страны, как Германия, у которых имеется профицит текущего счета.

Европейским странам необходима единая стратегия - европейская, а не испанская, итальянская или ирландская

Медленное фискальное сокращение, возможность инвестиций в государственный бюджет, оптимальные фискальные пакеты и координация национальной политики окажут помощь Европе в преодолении ею кризиса в среднесрочной перспективе. К сожалению, Греция стала особым случаем, который требует целенаправленного и специфического лечения, которое, скорее всего, включает в себя еще один этап прощения государственного долга.

Но недостаточные, а иногда и контрпродуктивные действия, в сочетании с паникой и чрезмерной реакцией на финансовых рынках привели некоторые страны, такие как Испания, которая в принципе является платежеспособной и сильной экономикой, к краю пропасти, а с ней и всю еврозону. В краткосрочной перспективе ничто не будет иметь смысла (будь то превосходный государственный инвестиционный проект, или рекапитализация банка), если правительство вынуждено занимать средства по 6%или больше.

Эти процентные ставки должны быть снижены путем покупки ЕЦБ государственных облигаций, должны быть задействованы ресурсы Европейского механизма стабильности. И делать это надо немедленно.

Такой подход позволил бы обеспечить передышку, столь необходимую для осуществления реформ в атмосфере умеренного оптимизма, а не отчаянья.

Не землетрясение и не цунами разрушило производственные мощности южной Европы. То, что мы наблюдаем, и то, что теперь влияет уже на весь мир, ‑ это рукотворная катастрофа, которая может быть остановлена и обращена вспять скоординированными ответными мерами.

Кемаль Дервиш, вице-президент института Брукингса, бывший министр экономики Турции, бывший руководитель Программы развития ООН (ПРООН) и бывший вице-президент Всемирного банка (Вашингтон)

©Project Syndicate, 2012

Источник