Укрдоллар. Курс на стабильность
На прошлой неделе стоимость доллара на межбанке подскочила до трехлетнего максимума. Событие вызвало резонанс. Появились разнообразные трактовки происходящего — от начала девальвации гривны до желания НБУ понравиться миссии МВФ, которая в эти дни посетила Украину (НБУ не проводил интервенций, что может трактоваться, как "рыночный" подход регулятора к установлению курса). После скачка регулятор наказал 5 банков, которые, по его мнению, наиболее активно спекулировали валютой, что привело к росту курса доллара.
На самом же деле есть два способа решения проблемы обменных курсов. Первый — фиксировать курсы государственных денег. Этот способ использовался во времена Бреттон Вудской системы. Второй способ — плавающие обменные курсы, когда курс валюты устанавливается по результатам биржевых торгов. Трейдеры — экспортеры и импортеры продают валюту на бирже под присмотром центробанка, который может тоже покупать и продавать, преследуя цели достижения того или иного обменного курса. В отличие от фиксированных курсов, эта схема считается "рыночной" и предполагает, что таким образом можно узнать стоимость одних денег в единицах других.
На самом деле, в рамках фиатных денег (фиатные деньги - средства платежа, номинальная стоимость которых устанавливается государством - прим. ред.)не существует хорошего решения и фиксированные курсы, возможно, даже лучше, чем плавающие. На примере Украины мы видим, что плавающий курс — такое же потолочное определение стоимости валюты, как и фиксированный. С одной стороны, регулятор может "решать вопрос" политическими методами — регулируя участников торгов, а в нашем случае - "наказывая" за неправильное поведение. Заметим, что так называемая спекуляция, за которую были наказыны некоторые банки и есть содержание процесса биржевого торга. Нет спекуляции — нет торгов и значит курс валюты по их итогам — произвольный. Поведение участников биржевого торга в таких условиях диктуется, опять же, соображениями политических игр и интриг с участием центробанка. С другой стороны — регулятор не в состоянии предсказать, как поведут себя субъекты рынка в тех случаях, когда не может прямо влиять на их решения. Мы видели, как три миллиарда гривень, выданых государственным банкам, тут же оказались на бирже.