Фото: Reuters

На днях глава правления Raiffeisen Bank International (RBI) Карл Севальда заявил о намерении пересмотреть присутствие банковской группы в России и странах Восточной Европы. Решение будет принято в первой половине 2015 года. "Там, где мы не сможем получить удовлетворительный финансовый результат, и где не будет улучшений, мы сократим наш бизнес или вовсе уйдем с рынка", - заявил банкир в интервью корпоративной газете Raiffeisen-Zeitung.

Среди прочего, RBI исключил Россию и Польшу из списка приоритетных стран. Теперь в "фокус-листе" группы остались Румыния, Чехия, Словакия и Австрия. Украина в "фокус-листе" никогда не значилась. Поэтому, надо полагать, держаться за украинский рынок Raiffeisen вряд ли станет, если на то будут экономические предпосылки.

В украинской дочке австрийской группы комментировать свои возможные перспективы не спешат, отсылая к материнской структуре. В венском офисе Raiffeisen на запрос ЛІГАБізнесІнформ ответили уже упомянутой цитатой из интервью, что, впрочем, так и не сделало более понятной дальнейшую стратегию австрийской группы на украинском рынке. "На данный момент RBI пришлось закрыть около 50 отделений в Донецкой и Луганской областях, а также продать отделения в Крыму. На остальной территории Украины группа продолжает свою деятельность, но избирательно. Мы продолжаем оказывать финансовую поддержку уже имеющимся корпоративным клиентам, например, в сфере АПК, а также мультинациональным компаниям", - говорится в сообщении пресс-службы RBI.

Держаться за украинский рынок Raiffeisen вряд ли станет – Украина никогда не была приоритетом для австрийской банковской группы

По мнению члена набсовета Украинского кредитно-банковского союза, экс-главы правления банка Форум Ярослава Колесника, решение о возможном пересмотре присутствия банка на украинском рынке вполне адекватно ситуации и вызвано к жизни, прежде всего, пересмотром позиций Raiffeisen Bank International в России и восточно-европейском регионе. "Вряд ли на возможное решение о сокращении присутствия в Украине будет влиять фактор состояния баланса банка. Не думаю, что ситуация с балансом у Райффайзен Банка Аваль хуже, чем у других финучреждений в Украине", - считает собеседник ЛІГАБізнесІнформ. Именно военно-политический фактор, а также усугубляющийся экономический кризис может стать последней каплей в давнем желании австрийцев уйти из Украины.

Напомним, в конце 2013 года в СМИ попала информация якобы о четырех возможных претендентах на покупку Райффайзен Банка Аваль. Назывались Альфа-банк (российских бизнесменов Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева), Дельта Банк (Николая Лагуна), СКМ (Рината Ахметова) и Group DF (Дмитрия Фирташа). Участники рынка утверждают, что истинной причиной желания уйти с украинского рынка тогда была невозможность работать в условиях тотальной коррупции. Но произошла Революция достоинства… И Raiffeisen решил дать задний ход, заявив о приостановке продажи украинской дочки. Видимо, руководство группы надеялось на то, что после смены политического режима условия работы в стране изменятся. Но дальше была аннексия Крыма, начались военные действия на Донбассе, экономический кризис набирал обороты. Тем не менее, отмечает банкир, пожелавший остаться неназванным, истинной причиной будущего пересмотра позиций Raiffeisen Bank International в Украине остается коррупция. Именно фактор коррупции будет определять дальнейшую стратегию группы в Украине.

Истинной причиной будущего пересмотра позиций Raiffeisen Bank International в Украине остается коррупция

Впрочем, руководство Raiffeisen не одиноко в своих опасениях относительно эффективности проводимых в Украине реформ. Так, недавно генеральный менеджер банковской группы UniCredit Роберто Никастро заявил, что дальнейшая стратегия банка в Украине будет зависеть от успешности проведения реформ, в частности - от эффективности борьбы с коррупцией. "И то, что группа Raiffeisen Bank International, специализирующаяся и максимально адаптированная к рынкам Восточной Европы, все же приняла решения о пересмотре своего бизнеса в этом регионе, - уже само по себе плохой знак для Украины", - констатирует Ярослав Колесник.

Другое дело, что уйти сейчас из Украины без существенных потерь для акционеров иностранных банков вряд ли удастся – на рынке попросту нет платежеспособного спроса. А в случае с Райффайзен Банком Аваль, говорит зампред небольшого банка, пожелавший остаться неназванным, на понижение цены возможной продажи будет работать тот фактор, что "Райффайзен в полной мере так и не поборол в себе Аваль". Скорее всего, уверен собеседник ЛІГАБізнесІнформ, банк не будет продан в 2015 году.

Тем не менее, налицо нежелание акционеров вкладываться в актив, который в ближайшие лет пять вряд ли возможно будет качественно развивать. Скорее всего, придется ограничиться попытками выжить в условиях тотального украинского кризиса. В этой ситуации наиболее вероятным выглядит сценарий постепенной оптимизации бизнеса в Украине, сокращения портфеля активов и затрат на сеть, отказа от дальнейшей капитализации, уменьшения долга перед материнской структурой.

Руслан Кисляк