Дело на миллиард. Куда ушли кредиты рефинансирования НБУ
Национальное антикоррупционное бюро продолжает расследовать вывод за рубеж кредитов рефинансирования, которые НБУ выдал коммерческим банкам в ходе финансового кризиса 2014-2016 гг. Такое заявление в начале апреля сделал директор НАБУ Артем Сытник в одном из своих интервью.
"Основа этого дела – проверка средств, которые выделяли на рефинансирование. Нас интересует, не было ли злоупотреблений со стороны работников Нацбанка. Речь идет о больших суммах средств. Понятно, что такие решения не принимали без согласия высшего руководства НБУ", - сказал Сытник.
По иронии судьбы спустя несколько дней после этого заявления глава Нацбанка Валерия Гонтарева подала в отставку. Многим это дало повод говорить о взаимосвязи событий - якобы расследование НАБУ и стало одной из главных причин увольнения главы НБУ, занимавшей эту должность с конца июня 2014-го.
На самом деле в неофициальных беседах Гонтарева уже давно намекала на свою отставку. Что, впрочем, не снимает с повестки дня вопрос о распределении средств, выданных НБУ коммерческим банкам. LIGA.net проанализировала, что происходило с рефинансированием финучреждений в 2014-2016 гг.
Кризисные вливания
Объемы рефинансирования банков в период последнего кризиса действительно впечатляют. В 2014 году, когда на фоне аннексии Крыма и начала войны с Россией на востоке Украины банки столкнулись с миллиардными оттоками депозитов, Нацбанк выдал кредиты на срок более 30 календарных дней на 115,6 млрд грн. Наибольший объем таких кредитов пришелся на февраль, март и апрель 2014 года.
После ситуация на рынке относительно стабилизировалась. В 2015 году банки воспользовались кредитами регулятора на 17,3 млрд грн, а в 2016 году – на 3,9 млрд грн. Всего за 3 кризисных года рефинансирование НБУ сроком свыше 30 дней получали 77 банков на общую сумму 136,9 млрд грн. 41 банк регулятор впоследствии признал неплатежеспособными, в настоящее время они выводятся с рынка Фондом гарантирования вкладов.
Крупнейшие заемщики НБУ в 2014-2016 гг., млн грн
Данные: НБУ
Крупнейшими заемщиками НБУ за 3 года стали национализированный в декабре минувшего года ПриватБанк с общей суммой кредитов на 30,5 млрд грн, государственный Ощадбанк с кредитами на 24,2 млрд грн и ликвидируемый в настоящее время Дельта Банк, получивший накануне банкротства 10,2 млрд грн рефинансирования.
Черный список НБУ
Задолженность украинских банков по кредитам рефинансирования на начало апреля 2017-го, по информации НБУ, составила 60,4 млрд грн. Это почти на 20 млрд грн ниже докризисного показателя начала 2014-го. Темпы погашения долга вселяют оптимизм – в первом квартале этого года финучреждения уже вернули 14,4 млрд грн, сократив долги перед НБУ на 19,3%.
На начало апреля платежеспособные банки были должны НБУ 15,2 млрд грн, причем 95% этого долга приходится на национализированный ПриватБанк.
Динамика задолженности банков по кредитам рефинансирования, млрд грн
Данные: НБУ
Гораздо более значительная проблема - долги неплатежеспособных банков перед НБУ. На сегодня они превышают 45,2 млрд грн. Среди крупнейших должников числятся банки Надра - 9,8 млрд грн (экс-владелец - Дмитрий Фирташ), Дельта - 8 млрд грн (Николай Лагун), Финансовая инициатива и VAB - 7,2 млрд грн и 3 млрд грн (Олег Бахматюк), Финансы и Кредит - 6,3 млрд грн (Константин Жеваго), Имэксбанк - 3,4 млрд грн (Леонид Климов).
В Нацбанке утверждают, что заинтересованы решить проблему возврата средств рефинансирования. В 2015-2016 гг. НБУ направил в правоохранительные органы 12 заявлений о совершении преступлений акционерами банков, а также инициировал 44 судебных дела по взысканию задолженности.
Австрийский след
Детективы НАБУ, тем не менее, регулярно обращаются в Соломенский суд с ходатайствами о выемке документов и обысках по делу о выведении за рубеж рефинансирования НБУ в 2014-2015 годы на 12 млрд грн. В госреестре судебных решений есть уже более 50 постановлений суда по этому делу, датированных июнем 2016 - мартом 2017 года.
"Служебные лица Национального банка, действуя умышленно, злоупотребляя своим служебным положением в интересах третьих лиц, по предварительному сговору с должностными лицами банков Пивденкомбанк, Киевская Русь, Автокразбанк, Терра Банк, Городской Коммерческий Банк, Дельта Банк, Хрещатик, Финансы и Кредит растратили средства НБУ на общую сумму более 12 млрд гривен в пользу указанных коммерческих банков путем их незаконного рефинансирования", - отмечается в ряде судебных решений.
Читайте также: Франсис Малиж: Поиск инвестора для ПриватБанка начнется в 2018-ом
Все банки-фигуранты в настоящее время выводятся с рынка Фондом гарантирования вкладов физлиц. Во всех расследуемых детективами НАБУ схемах замешан Meinl Bank Aktiengeselschaft (Вена, Австрия), который использовался украинскими финучреждениями для вывода денег за рубеж и фиктивной докапитализации.
Суть схем проста: украинский банк размещал средства на корсчете австрийского банка как обеспечение по кредиту подконтрольной зарубежной компании, и при непогашении этого кредита Meinl Bank списывал средства в свою пользу. Аналогичным образом проводилась и фиктивная докапитализация, когда средства на корсчете Meinl Bank были залогом по кредиту офшорной компании, заводящей средства в украинский банк как инвестор.
Накатанная схема
Использование иностранных корсчетов для вывода денег - не ноу-хау последних трех лет. Детективы НАБУ уже обнаружили, что услугами Meinl Bank пользовались банк Таврика (стал неплатежеспособным в декабре 2012 года), Финростбанк (в июле 2014 года), Интеграл-Банк (в сентябре 2015 года).
К середине 2014 года остатки на корсчетах в транзитных иностранных банках 17 украинских банков составляли около $2 млрд, заявили вчера в Нацбанке. В сообщении НБУ говорится, что именно тогда проблема была диагностирована и финучреждения получили срок до 1 апреля 2016-го года для ее исправления.
"Чтобы ситуация не повторялась, НБУ обязал украинские банки, имеющие остатки на счетах иностранных банков без инвестиционного рейтинга, формировать под них 100%-ые резервы. Также введен еженедельный мониторинг их остатков на иностранных корсчетах", - отчитались в НБУ о проделанной работе.
Читайте также: День (по)беды. Что (не) удалось Гонтаревой
Значительную часть средств рефинанса НБУ, несмотря на это противодействие, все же успели вывести. Их возвратом в кооперации с правоохранительными органами сегодня должен заниматься Фонд гарантирования вкладов.
Были ли руководители Нацбанка соучастниками схемы? Однозначного ответа на этот вопрос у следствия пока нет. Расследование Антикоррупционного бюро может затянуться на месяцы - уж слишком масштабными были махинации банкиров. Пока никого из них так и не привлекли к ответственности.
Ольга Некрасова