37621_image_large.jpg

К числу негативных факторов, расшатывающих украинскую банковскую систему, с начала марта добавился еще и военный конфликт с Россией, охвативший Крым. Дальнейшая эскалация напряженности может вынудить центробанк пойти на новые ограничения. 27 февраля НБУ уже принял постановление, которым, в частности, ограничил снятие наличной инвалюты эквивалентом 15 тыс. грн. в сутки.

Пока глава Нацбанка оставил без ответа запрос ЛІГАБізнесІнформ о реакции регулятора на агрессию РФ. Тем временем мы спросили экспертов о влиянии военного конфликта с северным соседом на банковскую систему и перспективах введения новых ограничений.

Председатель правления банка Хрещатик Дмитрий Гриджук

Политические риски оказывают прямо пропорциональное влияние на экономические риски. При обострении политической напряженности в стране неизбежно усиливается беспокойство относительно стабильности экономических и хозяйственных отношений. На этом фоне происходит сворачивание отдельных проектов, некоторые бизнесы замораживают работу. Как следствие, из-за уменьшения денежного оборота страдают все субъекты расчетов, происходит отток денег из банковской системы, уменьшается доверие к финучреждениям. В банках повышается риск снижения уровня ликвидности. В такой ситуации регулятор, проведя встречи с банкирами, будет искать пути обеспечения стабильности системы.

Принятие ряда мер, направленных на стабилизацию ситуации, зависит непосредственно от банков. Некоторые из них уже объявили о прекращении кредитования или установили определенные лимиты на снятие наличности. Регулятор, со своей стороны, также ввел ограничение, касающееся снятия валютных вкладов.

Пока введение каких-либо лимитов на снятие средств с гривневых счетов я считаю преждевременным и рекомендую уделять большее внимание своевременному рефинансированию. Финучреждения должны получать его не тогда, когда уже проявились задержки выплат, а когда подобные проблемы прогнозируются в ближайшей перспективе. В таком случае трудности банков окажутся незамеченными для клиентов.

Финансовый аналитик, управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман

Если Россия не прекратит военную агрессию против Украины и не вернет части Черноморского флота РФ в места дислокации, то НБУ и коммерческие банки существенно ограничат денежные операции не только в валюте, но и в гривне. Ничего критического для экономики эти меры в себе не несут. Магазины смогут работать в штатном режиме, а клиенты расплачиваться по безналу, в том числе оплачивая покупки банковскими картами в магазинах. Но с целью недопущения паники движение наличных гривень, наверняка, будет ограничено. В остальном мы вряд ли заметим отличия от обычного, невоенного времени.

Если военная агрессия со стороны России продолжится, НБУ может ограничить снятие со счетов наличной гривни. При этом безналичные расчеты изменения не затронут

Экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь

В ситуации обострения военных конфликтов, при блокировании физических и информационных магистралей невозможна полноценная работа банковской системы: от проведения платежей до пополнения наличной гривней и валютой касс и банкоматов. Могут возникнуть проблемы со своевременными бюджетными платежами даже при условии наличия достаточного ресурса в центральном бюджете.

Мировой опыт говорит о введении значительных ограничений в банковской системе и временной приостановке биржевой торговли на период обострения внешних угроз. В 2009 году в Украине было принято постановление правления НБУ №39, которое прописывает работу систем Нацбанка при чрезвычайном положении. Но даже без официального введения ЧП для предотвращения паники НБУ может вводить ограничения на валютном рынке и в банковской системе. Паника вызывает резкий рост спроса на инвалюту, что может вынудить НБУ временно перейти к ручному управлению межбанком для обеспечения оплаты стратегического импорта и прочих критических платежей.

Исполнительный директор Case Украина Дмитрий Боярчук

Военная агрессия – это неопределенность, которая является главным врагом банковской системы. На подобном фоне может усилиться тенденция перевода денег в наличную инвалюту или покупки других конвертируемых ценностей – золота и т.п. Размещать депозиты в условиях слабой экономики и внешней интервенции, думаю, рискнут немногие. Это означает, что банковская система столкнется с постоянной проблемой ликвидности, а процентные ставки будут держаться на стабильно высоком уровне.

Разумные ограничения, сбивающие панику, являются правильным шагом. В стране нет проблем с гривней, поэтому нет смысла панически снимать со счетов наличную нацвалюту. Однако, в военное время люди уязвимы по отношению к любым слухам и могут своими неаккуратными действиями усугубит ситуацию. В таких условиях имеют смысл определенные ограничения на снятие гривни. В то же, время у нас есть проблемы с валютой, которые не решить простым ограничением на снятие. Поэтому нужно искать источники внешнего финансирования для страны. И во избежание паники среди обладателей валютных счетов имеет смысл ввести ограничения на использование этих средств, что, собственно, уже и было сделано.

Во время военных конфликтов из-за блокирования физических и информационных магистралей возможны проблемы, как с проведением безналичных расчетов, так и с пополнением касс и банкоматов наличностью

Адвокат, старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры Ростислав Кравец

Основная проблема для финансового рынка, связанная с военной агрессией России, – введение военного положения и соответствующие ограничения на проведение платежей, замораживание счетов и т.д. Проведение экспортно-импортных операций также будет ограничено в связи с нехваткой валюты. Не стоит забывать, что при введении военного положения становится неизбежным пересмотр закона о госбюджете, в связи с чем стоит ожидать перераспределения бюджетных средств, замораживания бюджетных программ, что, несомненно, скажется на финансовом секторе.

Шаги НБУ должны быть направлены на сохранение золотовалютных резервов, а также жесточайший контроль за валютными операциями и перечислениями валютных средств за границу. Также регулятору будет необходимо принять экстренные меры в отношении финучреждений и филиалов банков, находящихся на оккупированных территориях. Целесообразным будет полное замораживание средств и приостановка каких-либо расчетов с предприятиями, расположенными в таких регионах. Кроме того, на мой взгляд, целесообразным будет прекращение расчетов в российских рублях и замораживание валютных счетов российских компаний на территории Украины. И не стоит забывать о полной заморозке средств на счетах военных частей РФ на территории Украины.

Мария Бабенко