27213_image_large.jpg

На прошлой неделе на сайте регулятора появилось два взаимоисключающих сообщения. Первое: отчет о состоянии валютного рынка в феврале 2012 года гласил, что в течение этого месяца Нацбанк осуществлял интервенции на межбанковском рынке по покупке и продаже валюты. Отрицательное сальдо по этим операциям составило $113,4 млн. Второе: директор департамента НБУ по управлению валютным резервом и операциям на открытом рынке Александр Дубихвост заявил, что в феврале НБУ вовсе не выходил на межбанковский рынок.

За разъяснениями ЛІГАБізнесІнформ обратилась в пресс-службу Национального банка. Нам подтвердили факт выхода регулятора на межбанк, но "не с целью регулирования курса нацвалюты, а в связи с необходимостью заплатить по счетам Нефтегаза". Напомним, и глава НБУ Сергей Арбузов, и руководитель группы советников регулятора Валерий Литвицкий заверяют в естественной природе курса гривни.

Понятно, что интервенции НБУ, даже если они предназначены Нефтегазу, оказывают влияние на курс гривни. Впрочем, как отмечают аналитики Kreston GCG, вряд ли это можно назвать регулированием в чистом виде. Речь скорее идет о предупреждении паники и спекуляций. По словам эксперта Forex Club в Украине Николая Ивченко, визиты НБУ на межбанк являются фактически интервенциями по поддержке гривни. Однако значительного девальвационного влияния на нацвалюту они пока не оказали, по крайней мере, в феврале. О поддержке курса гривни с помощью интервенций можно было говорить в январе 2012 года, отметил Ивченко.

Тем не менее, факт остается фактом: чиновники НБУ утверждали, что НБУ не выходил на межбанк. И это не соответствовало действительности. Мы вовсе не хотим заявить, что Нацбанк занимается очковтирательством, однако в следующий раз, когда чиновники будут утверждать о том, что НБУ не выходил на межбанк, имеет смысл несколько раз переспросить: не выходил с целью корректировки курса, не выходил в интересах госкомпаний или не выходил вообще? Такие поправки не укрепляют доверие к гривне.

Согласно опросу агентства IFAK Ukraine, гривне не доверяет каждый третий украинец (около 36% населения). В период "плохих новостей" девальвационные ожидания украинцев имеют свойство усиливаться. В то же время, курс "безопасного" доллара в Украине претерпевал очень незначительные изменения, даже когда в близкой к Украине Европе углублялся кризис. Видимо, это явление заставляет сомневаться в естественности такой стабильной гривни.

Международный валютный фонд (МВФ) настоятельно советует Нацбанку отпустить курс, тем более, что в этом случае гривня просядет незначительно - до 8,10-8,25 грн./долл (по оценкам Kreston GCG). Регулятор парирует: мол, у нас и так курс свободный.

Жесткая курсовая политика только вредит зависимой от внешней конъюнктуры Украине, уверены эксперты. "Управляемо-плавающий" курс является слишком уж управляемым. И в процессе этого "управления" тают золотовалютные резервы. По данным Нацбанка, в 2011 году они сократились на 8%, а только в январе 2012-го — еще на 1,4%.

Александра Колесниченко