НБУ обрубил 17 банкам доступ на межбанк. И это не предел
В понедельник, 8 октября, казначеи многих украинских банков, придя на работу, обнаружили, что их родному финучреждению закрыт доступ к программе подтверждения валютных сделок ВалКли, администрируемой Национальным банком. Это означает, что они не могут пополнять свою валютную позицию путем выхода на межбанковский рынок. Как выяснилось позже — в течение целого месяца. Правда, это никоим образом не мешает им в полном объеме выполнять клиентские заявки. Никто банкиров об этой санкции не предупреждал. Особенность программы ВалКли (расшифровывается как валютный клиент) такова, что узнать из нее, кто еще отключен, банкир не может. Поэтому до сих пор точно не известно, сколько участников рынка попало под горячую руку регулятора. Поначалу речь шла о шести финучреждениях: Райффайзен Банке Аваль, Брокбизнесбанке, Креди Агриколь, VABБанке, банке Финансовая инициатива и государственном Укргазбанке. Но, по оценкам самих банкиров, количество наказанных значительно больше. Ближе к вечеру стало известно, что число попавших под санкции учреждений перевалило за десяток. О том, что тот или иной банк попал под санкции, банкиры узнают, созваниваясь друг с другом. По словам председателя правления Укрсоцбанка Бориса Тимонькина, по состоянию на пятницу таких банков он насчитал 17.
А наказаны они за нарушение норматива обязательного резервирования на отдельном корсчете в НБУ. Независимая ассоциация банков Украины, председателем совета которой является господин Тимонькин, попыталась вступиться за проштрафившихся коллег, но пока безуспешно - глава НБУ Сергей Арбузов оказался непреклонным. А посему банкам придется на месяц умерить свои валютные аппетиты.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко прокомментировал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ, что произошло. Согласно действующим нормам НБУ, банки не могут покупать для своих нужд валюту на сумму более 5% от регулятивного капитала (длинная валютная позиция не должна превышать 5%). Соблюдение банками данного норматива отслеживается регулятором подекадно. В данном же случае НБУ решил отследить действия своих подопечных в ежедневном режиме и, видимо, обнаружил превышение лимита в определенные дни, за что и запретил провинившимся в течение месяца покупать валюту. Правда, это не касается заявок клиентов, которые удовлетворяются в обычном режиме. "Наказание, в принципе, абсолютно адекватное и применялось ранее. В результате можно ожидать в ближайший месяц снижение нагрузки на межбанке", - говорит аналитик.
Что касается адекватности санкций, то тут мнения банкиров расходятся. По словам одного из банковских казначеев, пожелавшего остаться неназванным, санкции применены безосновательно. "Если, к примеру, поставление НБУ №91 допускает нарушение нормы резервирования до 10 раз в течение трех месяцев, то постановление № 308 предусматривает наказание за любое такое нарушение. При желании регулятор всегда может найти повод наказать банк", - сетует собеседник ЛІГАБізнесІнформ. Финансист уверен, что истинная причина санкций к целому ряду финучреждений — заставить банки минимизировать покупку валюты для своих потребностей, дабы сохранить стабильность гривни накануне выборов. И это при том, что банки уже давно не покупают для себя большие объемы валюты. Главный дестабилизатор валютного рынка — граждане страны, которые не верят в национальную валюту.
Не понимают логики действий регулятора и в других банках. В пресс-службе одного из финучреждений корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ сообщили, что, скорее всего, по рукам они получили за то, что продолжают продавать валюту населению. А это, мол, не нравится регулятору. Не исключено, что для каждого банка у НБУ нашелся свой повод применить санкции. Истинная же причина этой массовй порки — дать понять банкам, что продавать много валюты нельзя.
Интересно, что из упомянутых шести финучреждений признали применение к ним санкций только в Укргазбанке и Райффайзен Банке Аваль. Пресс-службы Брокбизнесбанка и банка Креди Агриколь категорически отрицают "распространенную рядом СМИ" информацию об отлучении их от валютного межбанка. Остается только догадываться: то ли они пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре, то ли лгут остальные банкиры.
К моменту выхода статьи запрос ЛІГАБізнесІнформ в Нацбанк по поводу комментария оставался без ответа.
Руслан Кисляк