Хроники банковского кризиса. Пять лет, которые изменили Украину
Пять лет назад произошло событие, разделившее жизни миллионов людей на "до" и "после". Мир, по всей видимости, уже не будет таким, каким был "до". А в определении "после" спрессована новая реальность.
Сложно найти семью в Украине, которая бы не столкнулась, по крайней мере, с одним из возможных последствий кризиса 2008 года - снижением доходов, увольнением, потерей кредитной квартиры или машины, замороженными депозитами в проблемных банках и т.п. Для многих жителей Украины источником проблем стал кредитный бум 2007 – первой половины 2008 года. Тогда о настоящей цене легких денег еще никто не задумывался.
Финансовые потоки начали иссякать ближе к лету 2008-го. Украинские банки давали новые займы менее охотно, а ставки по кредитам поползли вверх. Напротив, цены на недвижимость, которые ранее демонстрировали рекордный рост, словно замерли в ожидании обвала.
Шаткое равновесие в перегретой мировой экономике было нарушено с наступлением осени. Спусковым механизмом для глобальногообвала послужило банкротство созданного еще в 1850 году одного из крупнейших американских инвестбанков Lehman Brothers. На тот момент долги финучреждения достигли $613 млрд.
В Украине роль катализатора, запустившего разрушительную реакцию, сыграла паника вкладчиков Проминвестбанка, которые на волне панических настроений начали забирать из финучреждения средства. В итоге, уже 7 октября в банк была введена временная администрация НБУ. Далее проблемы украинского финансового рынка нарастали подобно снежному кому. Уже 11 октября НБУ ввел мораторий на досрочное снятие депозитов. А к концу месяца наличный курс гривни к доллару просел ниже 6,5 грн. В целом глубина девальвации национальной валюты в Укриане (60%) была одной из самых больших в Европе. Рефинансирование НБУ в 2008 году привело не к спасению проблемных банков, а еще большему давлению на курс и панике вкладчиков.
Вехи финансового кризиса в Украине отражены в инфографике ЛІГАБізнесІнформ.
Но, в этой большой истории пока рано ставить точку. В США для оздоровления экономики продолжают печатать доллары в рамках уже третей программы количественного смягчения Qe3, а рынки развитых стран балансируют на грани рецессии. Для украинского государства неизменным напоминанием о кризисе остаются национализированные банки, которые теперь невозможно продать по адекватной цене. И пока иностранные финучреждения продолжают массовое отступление с украинской земли, банковская система медленно выбирается из убытков, постепенно переваривая токсичные активы. Населению и бизнесу все еще не доступны дешевые кредиты. Кризис стал привычным состоянием.