Тимонькин: При создании ассоциации я советовался с НБУ
Создание нового объединения - Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) вскрыло глубинные конфликты внутри банковского сообщества. Глава совета НАБУ, известнейший украинский банкир Борис Тимонькин рассказал о главных причинах раскола.
- Зачем нужна новая ассоциация при живых старых – АУБ и УКБС? Если к первой у вас претензии, то чем вас не устраивает вторая?
- Относительно Ассоциации украинских банков (АУБ) мы ничего не можем изменить. Устав выписан таким образом, что на изменения необходима личная воля Сугоняко (Александр Сугоняко является бессменным президентом АУБ, - ред.). Совет недееспособен, кворума нет. Замкнутый круг.
Что же касается Украинского кредитно-банковского союза (УКБС), нас не все устраивает в организации, и так как не мы ее создавали, то и не нам ее ломать.
- В УКБС вы также являетесь вице-президентом. Собираетесь покинуть эту должность и сосредоточится исключительно на работе в НАБУ или будете совмещать?
-В УКБС не буду вице-президентом, но сам банк (Борис Тимонькин возглавляет правление UniCredit Bank, ПАО "Укрсоцбанк", - ред.) выходить из УКБС не будет. Я нормально отношусь к конкуренции и ранее высказывался, что конкуренция между ассоциациями может быть.
- Банкиры, которые входят в состав набсовета УКБС, перейдут в НАБУ?
- Банки будут сами выбирать, куда идти... Жизнь покажет.
- В целом, как изменится ядро существующих ассоциаций? Председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет сказал, что из АУБ он не выходит. Значит ли это, что часть банков, в первую очередь крупных, одновременно окажутся в трех ассоциациях (АУБ, УКБС и НАБУ)? Или все же объединения поделят банкиров между собой - по интересам, лоббистским целям?
- Не знаю, откуда такая информация, что ПриватБанк не выходит. Я знаю совершенно точно, что он будет выходить (из состава АУБ, - ред.). Часть банков окажется и там, и там. Но в первую очередь крупных, мне кажется, в АУБ не будет.
- По сути, с запуском НАБУ сфера банковских объединений четко сегментировалась. У каждой группы банков свои лоббисты. АУБ ратует за небольшие банки 3-4 группы, Форум ведущих международных финансовых учреждений (ФВМФУ) - за банки с иностранным капиталом, НАБУ – просто за крупные банки. А за что ратует УКБС? В чем его отличие?
- НАБУ ратует за все банки, в том числе и за небольшие. И я считаю, что у нас это получится лучше, чем у АУБ. Ратовать за банки и не быть в состоянии что-либо сделать? Это намерение - дорога в ад. Поэтому НАБУ будет защищать интересы не только крупных банков. У нас большинство членов – некрупные банки.
- Все же с УКБС не совсем ясна ситуация. Объединение вполне боеспособное. Представители активно работают с правительством, с Нацбанком, с парламентом. Зачем вам новое объединение? Что такого планирует делать НАБУ, чего не делает АУБ и УКБС?
- Мне кажется, что (УКБС работает) слишком активно. Я каждый день получаю 2-3 письма от ассоциации. Это слишком. Надо уметь концентрироваться. В отличие от УКБС, мы хотим построить работу так, как мы это видим.
- Давайте остановимся на ваших претензиях к АУБ и ее президенту Александру Сугоняко. С одной стороны, вы говорите о ненужной банкирам конфронтации с НБУ. А с другой– ставите в пример другие ассоциации, которые жестко реагируют на ущемление их интересов. Чего же вы действительно хотели от АУБ?
- Мои претензии связаны только с тем, что был предпринят ряд действий, которые были прямо против членов ассоциации. Конкретно против иностранных банков. Это абсолютно недопустимо. С точки зрения морали, нравственности, правовой позиции. Если берутся немаленькие деньги, и после этого в критический момент подставляется подножка...
Второе, это абсолютно неэффективная работа. Один человек взял на себя роль директора института банковского сообщества. А ведь этот человек просто должен выполнять организованные решения. Ему эти решения абсолютно неинтересны. Он стал самостоятельной некой организацией, которая сама себе формирует программу, потом что-то делает.
Вспомните все инициативы АУБ за период кризиса. Первая – не давать рефинансирование иностранным банкам, вторая – наладить работу с коллекторами, как будто мы сами не справимся, и третье – защита маленьких банков и повышение уставного фонда. Это же смешно, три инициативы за три года кризиса. Поскольку система самодостаточная, и ее нельзя изменить изнутри, она как-то будет существовать. Подчеркиваю: как-то.
- Вы также говорили, что недовольны системой голосования в АУБ. В НАБУ будет другая система?
- В НАБУ уже есть устав и уже есть другая система. Первых лиц выбирает наблюдательный совет, а не съезд, который можно не проводить десятилетиями. Глава совета обязательно ротируется. Два года - и следующий. Я буду делать все от меня зависящее, чтобы этот порядок демократичности присутствовал в работе так, как он есть в Форуме ведущих международных финансовых организаций, например.
- У вас есть личный конфликт с Александром Сугоняко? Если бы не он стоял у руля АУБ, необходимость в создании НАБУ отпала бы?
- Тут сочетание - личности с правилами, которые выписаны, уставными нормами ассоциации… Если вы помните, большинство действующих членов совета АУБ пытались собрать внеочередное заседание. Была назначена дата и место, члены совета приехали. К ним даже никто не вышел. Истинное величие, конечно. Я к этому не привык.
- Давайте поставим точку в слухах о карманности НАБУ. Нацбанк помогал вам в создании ассоциации – рекомендациями, советами, информационно (рассылками или чем либо еще)? Или это все чуждые домыслы?
- Для меня было важно, чтобы эта идея была воспринята НБУ нормально. Мне не нужно взносы для себя создавать. Это не источник заработка. Я в ассоциации работаю бесплатно. И обещая людям, что мы можем быть лоббистами, должны эти обещания выполнять. А значит, они должны на чем-то основываться. Именно на консультациях предварительных, понимании, что тебя будут слышать и слушать. И соответственно, это я обещал и со своей стороны. Только разумный компромисс может дать нормальный результат. Поэтому, естественно, советовался с НБУ. Без этого невозможно, без этого мы бы не начинали ничего.
- В самой АУБ спокойно отнеслись к созданию новой ассоциации и говорят, что подождут ваших первых шагов. Какими они будут, эти первые шаги? Будете лоббировать повышение требований к капиталу?
- Я еще раз повторяю, это не ассоциация больших банков, мы будем лоббировать всех членов, включая маленькие банки. Ужесточать требования к заемщикам? Там где это рационально – да, там где нерационально – нет. Т.е. у нас нет политической какой-то составляющей. Мы будем действовать рационально, пытаясь отвечать на вызовы времени логичным, рациональным образом.
Юлия Бондаренко