Основная причина перехода к судебной стадии при взыскании проблемных долгов – принятие во многих странах Восточной и Западной Европы законов, регулирующих коллекторскую деятельность, а также устаревание просрочки. Об этом ЛІГА.Финансы рассказал Алексей Тесленко, директор компании ЭОС Украина.

"В Германии, Словении, Хорватии, Греции, России уже приняты законы, которые регулируют коллекторскую деятельность, во многом ограничивая меру воздействия на должников на "досудебной стадии"", – комментирует Алексей Тесленко. Такие законы накладывают ограничения на коллекторстую деятельность и вносят определения некоторых квалификационных и технических требований к участникам рынка. "Ограничивается частота звонков, писем, сообщений. В некоторых странах если должник высказывает свое нежелание общаться с коллектором, вся работа на досудебной стадии должна тут же прекратится. Должника необходимо приглашать в суд", – объясняет Алексей Тесленко.

Вторая причина перехода на судебную стадию – устаревание просрочки, полученной во время кризиса и снижение эффективности досудебных мер. Единственная альтернатива в таком случае, по словам эксперта, – суд.

В странах, где такой закон уже существует, подразделения, обслуживающие досудебную стадию, сокращаются, а судебную – увеличиваются. Многие украинские коллекторские компании активно развивают юридическое направление, расширяя штат юристов. "ЭОС Украина уже сейчас имеет сеть для представительства в судах по всей Украине, активно предлагает услугу и приобретает первых клиентов", – утверждает директор компании Алексей Тесленко.

Переход на новый этап работы с должниками, по прогнозам эксперта, заставит неплательщиков пойти в суд. На сегодняшние день более 25% должников находятся на судебной стадии или на стадии исполнительного производства. В суде позитивное решение будет получать кредитор, поскольку он 99% случаев прав. Дальше следует исполнительное производство, арест имущества и источников дохода должника. Алексей Тесленко прогнозирует, что судебная стадия даст существенный прирост платежей.

"Одно дело спорить с коллекторами, другое – с гос органами, которые имеют значительно большие полномочия. С ничего не приносящего портфеля за счет судов можно собрать 10-30% долгов", – подытоживает директор компании.