27724_image_large.jpg

Еще 1 ноября 2011 года в парламенте был зарегистрирован законопроект "О запрете коллекторской деятельности" №9379.

Нормы, изложенные в данном проекте, являются прямым популизмом, уверен президент Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины (АКБУ) Александр Ильчук. Он отмечает, что авторы запрета коллекторской деятельности могут в преддверии выборов получить немалые политические бонусы. При этом, если парламент примет законопроект, экономический ущерб будет огромен.

Сегодня в АКБУ входят 14 коллеткорских компаний, большинство из них - с иностранными инвестициями. Александр Ильчук говорит, что эти компании принесли в украинский бизнес западные стандарты работы, платят налоги, пытаются развиваться и создают рабочие места, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране.

Но политикам удобно спекулировать на страшном образе коллектора, который представляет собой в массовом сознании из собирательного образа бандита образца 90-х.

Александр Ильчук подчеркивает, что на сегодняшний день коллекшен - это, в первую очередь, высокотехнологичный бизнес, основу которого составляют мощные программные комплексы, профессиональные колл-центры, а также высококвалифицированные айтишники, финансисты, юристы и аналитики.

По словам главы Ассоциации, рынок коллекторских услуг сегодня самоочищается. Банки, страховые компании, предприятия телекоммуникационной и коммунальной сфер, довольно переборчиво подходят к выбору партнерских коллекторских компаний. Как следствие - непрофессионалы уходят с рынка. Остаются крупные профессиональные игроки.

Коллекторский бизнес уже создал около 12 тысяч рабочих мест, которые могут в одно мгновение исчезнуть, в случае принятия законопроекта № 9379, говорят в Ассоциации.

С экономической точки зрения даже временный запрет коллекторской деятельности негативно повлияет на финансовый рынок. Клиенты коллекторов будут организационно и технически не готовы работать с огромным количеством долгов самостоятельно. С этой точкой зрения соглашаются почти все банкиры.

В краткосрочной перспективе такой запрет приведет к ухудшению финансового состояния банков, предприятий ЖКХ, телекоммуникационных компаний, что повлияет, в первую очередь, на клиентов банков (вкладчиков, субъектов предпринимательской деятельности), добросовестных потребителей услуг ЖКХ.

За время, необходимое для организации самостоятельной работы с долгами, эффективность взыскания упадет в несколько раз. Это подтверждает статистика, собранная АКБУ: если эффективность взыскания по долгам от 30 до 60 суток составляет 15-20%, то уже через два месяца (90-120 суток) эффективность не превышает 5%. И чем больше "возраст" долга, тем сложнее и дороже кредитору обойдется самостоятельное взыскание.

И в перспективе - расходы на создание внутренних служб по работе с проблемной задолженностью и содержание таких служб скажутся на тарифной политике во всех отраслях.

Так кому же выгоден запрет коллекторов? Этот вопрос представляется Александру Ильчуку риторическим. Очевидно, что этот запрет точно не выгоден гражданам Украины – вкладчикам банков, добросовестным заемщикам, рассчитывающим на снижение процентных ставок и потребителям телекоммуникационных и коммунальных услуг.