Билоус: Не имею привычки писать законопроекты в последнюю ночь
В среду Игорь Билоус встретился с журналистами и рассказал, каким образом в Верховную Раду попали проекты налоговой и бюджетной реформы, не согласованные с участниками рынка. И это при том, что в течение трех месяцев шел процесс согласования со всеми заинтересованными сторонами. Рассказал глава налоговой также о том, кому не выгодна налоговая реформа, почему должна сработать идея снижения ЕСВ, зачем нужно отменять валютные лицензии для физлиц и создавать государственный резервный фонд. Не обошел стороной тему налоговых поступлений из восточных областей Украины, сотрудничества с МВФ и перспектив евроинтеграции Украины.
ЛІГАБізнесІнформ публикует наиболее интересные тезисы Игоря Билоуса.
Об авторстве законопроекта №5079 о налоговой реформе
Государственная фискальная служба законопроект о налоговой реформе в парламенте не регистрировала. Свою часть работы мы сделали почти месяц назад. Моя команда не имеет привычки писать законопроекты в последнюю ночь. Я готов поклясться на библии. Я человек слова и дела. В том, что произошло, моей вины нет.
В ходе подготовки концепции налоговой реформы мы провели массу консультаций с участниками рынка, профильными ассоциациями, крупным бизнесом. Но потом документ попал в Минфин, где над ним работал огромный департамент. Поэтому я хочу сразу разделить зоны ответственности. Я, конечно, несу ответственность за разработку концепции, но отвечать за документ, который в итоге попал на утверждение парламента, я не могу. Я даже не присутствовал на заседании парламента – меня туда никто не пригласил.
Кому не выгодна предложенная ГФС налоговая реформа
В законопроекте есть много вещей, которые не нравятся олигархам. В первую очередь, это рента на добычу нефти и газа. На сегодняшний день только компания Укрнефть задолжала бюджету 1,7 млрд. грн. налоговых платежей.
Институты совместного инвестирования (ИСИ) очень сложно трогать, потому что ни один из депутатов не проголосует за подобную инициативу. Там каждый второй сидит в ИСИ. Эта идея обречена. В таком случае нужно реализовывать налоговые инициативы, касающиеся всех. Я уверен, что мы протянем предложенный Кабмином пакет законов. ГФС направит свои правки в Минфин, поскольку мы со многим в этих документах не согласны. К примеру, мы предложили амнистию для физлиц, внедрение нулевой декларации, либеральный валютный режим для физлиц. Это все правильные вещи. Но потом началась какая-то игра вокруг льгот. Что в итоге получилось, я не знаю.
Почему сработает идея снижения ЕСВ
Что такое ЕСВ и НДФЛ. Это, по сути, один налог – на работодателя. Сколько стоит сегодня обналичка? – Минимум 10%. Сколько стоит держать дополнительного бухгалтера? – Минимум $500 в месяц. Сколько стоят люди, которые возят эту наличку (охрана)? – Очень дорого. По моим подсчетам, эффективная ставка получается почти 18%. В этих схемах сидит весь бизнес, в том числе депутаты. Поэтому, уверен, снижение ЕСВ станет залогом дальнейшей детенизации экономики. При этом стоит помнить, что ставки ЕСВ и НДФЛ в Украине далеко не самые высокие в мире. В странах еврозоны они выше, чем у нас.
О сложности налоговых процедур
Вы можете самостоятельно заполнить налоговую декларацию? – Это невозможно. Мы у себя в налоговой спорили, кто без ошибок сможет ее заполнить. Ни один профессиональный налоговик без ошибок ее не заполнил. Это просто маразм. Поэтому мы сделаем электронную форму декларации.
О валютной лицензии для физлиц
Наряду с другими налоговыми новациями мы хотим либерализовать валютный режим в стране. В частности, предлагаем отменить лицензирование Нацбанком операций физлиц, связанных с движением капитала (инвестированием за рубеж). К примеру, получил зарплату, заплатил налоги внутри страны – и выводи деньги куда хочешь. На первом этапе есть необходимость ограничить максимальную сумму вывода средств без лицензии.
Сейчас же многие идут в Нацбанк и платят взятки от $10 до $50 тыс. для получения разрешения инвестировать за рубеж. Этот цирк надо убрать. Следующим этапом должна стать либерализация для юридических лиц.
О необходимости создания государственного резервного фонда
Мы не можем быть социальной страной без денег. У нас нет никакого резервного фонда. А он должен быть. Состоять фонд должен из тех компаний, которые не продаются. Деньги, генерируемые этими компаниями, не должны идти в бюджет, поскольку они априори проедаются. Как правило, подобные фонды пополняются за счет дивидендного потока, генерируемого предприятиями, находящимися в госсобственности. Причем, эти предприятия могут быть не только на территории Украины.
О налоговых поступлениях с востока
Донецкая и Луганская области недоплачивают в виде налогов ежемесячно порядка 1 млрд. грн. Но меня больше волнуют не налоговые поступления с этих территорий, а торгово-экономический оборот с ними. Ведь бизнес там сворачивается. Уже погибло больше 500 предприятий. Из них около 400 – в Донецкой области. И чтобы компенсировать недостачу налоговых поступлений, необходимо детенизировать экономику.
Ждут ли нас в Европе
Нам рано пока бежать в Европу. К примеру, в странах Прибалтики после вступления в Евросоюз бизнес умер. Европейцы хотят, чтобы мы покупали их товары. Но они не ждут у себя наши товары. Нам нужно драться за европейский рынок, и очень сильно. И для этого, в частности, для многих отраслей нужны льготы.
О сотрудничестве с МВФ
Вы посмотрите, каким странам МВФ помог, – и увидите печальную статистику. Нам нельзя рассчитывать на МВФ. Нужно рассчитывать только на себя.
Руслан Кисляк
Читайте по теме:
Что крупному бизнесу не нравится в налоговой реформе Яценюка