32930_image_large.jpg

Девять лет без разрешения

5 марта истекает срок, отведенный президентом Виктором Януковичем правительству для решения о привлечении гривневых займов международными финансовыми организациями.

Напомним, президентская инициатива стала результатом визита в Украину руководителя Европейского банка реконструкции и развития Сумы Чакрабарти, состоявшегося 5 февраля. Одной из тем встречи был вопрос отсутствия у работающих в Украине МФО, в том числе ЕБРР, возможности выдавать кредиты в национальной валюте. По словам ведущего советника ЕБРР Антона Усова, за девять лет, в течение которых банк безуспешно пытается получить разрешение украинских властей на право привлекать средства в гривне, аналогичные разрешения получены в 16 странах Восточной Европы и СНГ.

Кому это не надо

Еще в 2010 году бывший тогда народным депутатом и членом совета НБУ Юрий Полунеев разработал законопроект, призванный наделить МФО правом выпускать гривневые облигации. Но законопроект даже не был проголосован. "Причина тому – активное лобби, в частности со стороны члена профильного комитета Рады Станислава Аржевитина. Было абсолютное непонимание принципов работы международных финансовых организаций", - рассказывает Юрий Полунеев, занимавший в 1996-2005 годах должность исполнительного директора, члена совета директоров ЕБРР по Украине, Румынии, Молдове, Грузии и Армении.

В ноябре 2011 года в парламенте был зарегистрирован правительственный законопроект № 9470 о внесении изменений в ЗУ "О ценных бумагах и фондовом рынке" (относительно эмиссии облигаций МФО). В марте 2012-го документ был принят в первом чтении. Но на этом процесс застопорился. Аргументы противников инициативы – все те же: мол, облигации МФО в силу своей инвестиционной привлекательности отберут потенциальных покупателей долговых бумаг украинского правительства. А это миллиарды гривень. Потом деньги просто выведут из страны. В общем, Минфину и Нацбанку не нужны конкуренты на рынке привлечения ресурсов.

Хотя, сходятся во мнении большинство экспертов, вряд ли стоит говорить о миллиардах гривень. В лучшем случае – о сотнях миллионов. И МФО никоим образом не могут быть конкурентом государству - ни по объемам привлечений, ни по структуре портфеля. Найти логику в действиях регуляторов сложно. Создается впечатление, что чиновники профильных ведомств в предлагаемых МФО инициативах просто не видят возможностей для реализации собственных материальных интересов.

Правда, по рынку ходит еще одна версия причин мытарств международных финансистов в Украине. Поговаривают, что один из крупнейших отечественных банков, называющий себя первым по объему обязательств, в свое время активно домогался дружбы с ЕБРР, но, не получив согласия на имиджевое партнерство, начал пакостить иностранцам. В этом, мол, и состоит истинная причина неоднократных провалов лоббистов МФО в парламенте и НБУ в борьбе за право выдавать кредиты в гривне. И если неготовность бывшего ранее главой НБУ Владимира Стельмаха воспринимать инновации играла на руку "врагам" МФО в Украине, то логика нынешнего руководства центробанка и вовсе непонятна. Тем более что возможный инициатор саботажа в отношении ЕБРР и сам сейчас не в фаворе у власти. Ложкой меда в бочке дегтя может быть разве что тот факт, что инициатива предоставления МФО права кредитовать в гривне на этот раз исходила от самого президента. Дедлайн, назначенный Януковичем, наступил.

Зачем это надо

По словам Антона Усова, практика кредитования МФО в национальных валютах положительно себя зарекомендовала во многих странах. Ведь кредитование в иностранной валюте сопряжено с курсовыми рисками, которые не готовы брать на себя ни сами МФО, ни отечественные банки-партнеры, ни государство, ни заемщики. Именно международные финансовые организации, кредитуя в национальных валютах, берут на себя миссию финансирования, в первую очередь, инфраструктурных социально значимых проектов.

Стоимость выдаваемых МФО кредитов ниже рыночной. Но и условия, выдвигаемые потенциальным заемщикам, выполнить под силу далеко не каждому. Поэтому, говорят эксперты, вряд ли стоит ожидать существенного увеличения объемов выданных МФО кредитных средств. Скорее всего, речь стоит вести о сотнях миллионов долларов (в эквиваленте) в год, но не миллиардах. По прогнозу Юрия Полунеева, если гривневые облигации все-таки будут разрешены, ставки выдаваемых кредитов будут, скорее всего, привязаны к учетной ставке НБУ (сейчас это 7,5%) и, учитывая маржу кредитора, могут составлять порядка 12-14% годовых.

Ценовой диктат

При этом, настаивает руководитель деятельности Международной финансовой корпорации в Украине Елена Волошина, принципиально важно, чтобы стоимость выдаваемых в виде кредитов средств формировалась с помощью рыночных механизмов. Вмешательство государственных регуляторов здесь недопустимо. Практика же взаимодействия МФК с НБУ свидетельствует об обратном. "Национальный банк видит Международную финансовую корпорацию как источник субсидированного финансирования. Постановление НБУ фиксирует максимальную стоимость гривневого ресурса для конечного заемщика на уровне 10% годовых. Фиксирование процентной ставки противоречит рыночным принципам ценообразования", - отмечает Елена Волошина.

О попытках НБУ диктоват ценовые параметры привлечения гривневых средств и их дальнейшей выдачи в виде кредитов говорят и в ЕБРР. И, похоже, менять свою политику руководство НБУ в ближайшее время не собирается. Отсюда – пессимизм руководства работающих в Украине международных финансовых организаций. Скорее всего, последняя инициатива Виктора Януковича мало что изменит. "Мы продолжаем переговоры с правительством и Национальным банком о том, какие еще механизмы мы бы могли использовать. К сожалению, пока мы не нашли понимания с коллегами из НБУ в принципиальном вопросе ценообразования", - резюмирует Елена Волошина.

Руслан Кисляк