35213_image_large.jpg

16 августа в информационном агентстве ЛИГАБизнесИнформ в рамках спецпроекта День Независимости* на портале ЛІГА.net прошел круглый стол на тему "Экономика независимости. Достижения и упущенные шансы". Ниже - ключевые фрагменты выступлений экспертов, участвовавших в дискуссии.

Ярослав Жалило, первый замдиректора Национального института стратегических исследований при президенте Украины

Об ошибках в экономической политике

Первая базовая ошибка - это политизация отношений на постсоветском пространстве со стороны Украины с государствами СНГ и, в особенности, с Россией. Украина так и не смогла инициировать цивилизованный бракоразводный процесс в рамках бывшего СССР. Вместо этого попросту произошло бегство из Советского союза в расчете на то, что благодаря нашим ресурсам и стремлению к независимости западные соседи помогут Украине подняться на ноги. Следствием такой позиции стали волны конфликтов и отсутствие цивилизованной системы разрешения споров и согласования взаимных интересов на постсоветском пространстве. На сегодняшний день мы имеем продолжение конфликтов в торговой сфере. Причем, не только Российскую федерацию можно обвинять в обострении ситуации. Обе стороны здесь виноваты одинаково. Ведь имперское поведение, которое сегодня демонстрируется по отношению к нашей стране продиктовано тем, что Украина, выйдя из состава СССР, так и не преодолела в себе комплекс бывшего вассала. В то же время, Украина де факто является единственной реальной силой, которая могла бы на постсоветском пространстве стать противовесом имперской политике России.

Второй ошибкой является поощрение развития социального патернализма в стране. Из-за медленного проведения реформ и медленного формирования рыночной среды, которая давала бы людям альтернативные источники существования, на государство ложилась значительная нагрузка, связанная с поддержкой качества жизни и социальных стандартов. В 2005 году, по моему мнению, должно было произойти некое переключение. Ведь в этот период в активную социальную жизнь могли войти лица, сознание которых полностью сформировалось в период независимости и развития рыночной экономики. Именно они должны были стать основанием для общества нового формата. Но, вместо этого произошло окончательное расслоение олигархического капитализма и маргинального мелкого бизнеса, а также фискализация и коррумпизация государства.

Следующим просчетом Украины является использованный впустую период дешевых энергоресурсов. Причины этой ошибки также коренятся в патернализме, так как государство отказывалось от постепенного повышения стоимости услуг ЖКХ для направления дополнительных поступлений на развитие отрасли. Мы просто "проели" период, в который за счет дешевых энергоресурсов можно было модернизировать экономику. Как следствие, в Украине сохранился высокий уровень энергопотребления и низкая диверсификация энергетического сектора. Теперь на фоне подорожания энергоресурсов страна начинает бороться с последствиями подобных упущений.

Украина проела период дешевых энергоресурсов, упустив возможности для модернизации экономики

Очередной ошибкой стала неадекватная политика в период пиковой фазы продолжительного периода экономического роста, который завершился в 2007 – 2008 году. Вместо того, чтобы на этом этапе готовиться к мягкой посадке и переключиться на структурные изменения, в государстве проводилась политика, направленная на повышение курса гривни, разогрева потребительского кредитования и внешних заимствований со стороны коммерческих банков. Перегревы ряда рынков впоследствии привели к очень резкому краху в кризисный период.

И, наконец, нельзя не упомянуть о политизации вступления в ВТО. Не ставя под сомнение пользу от членства в этой организации, хочу отметить, что процесс продолжительного затягивания вхождения в ВТО прошел неконструктивно. Ведь Украина так и не смогла сформулировать адекватные требования, которые можно было бы выдвинуть в переговорах с будущими партнерами.

О точках роста экономики Украины

Украинская экономика обречена на десятилетие модернизации. Первой сферой, где можно ожидать прирост, становится аграрный сектор. Также большие возможности открываются в секторе туризма и рекреации, который в Украине пока развивается в "кустарном" стиле. Учитывая транзитный потенциал и значительную площадь государства можно добавить в список приоритетов сектор инфраструктуры. Затем следует отметить сферу энергосбережения и диверсификации энергоснабжения. Подобные проекты в Украине будут пользоваться особенно большим спросом на фоне усложнения доступа к импортируемым ресурсам и их высокой стоимости. И, наконец, стоит обратить внимание на недоиспользованный региональный потенциал. Экономики территорий на сегодняшний день являются недокапитализированными, и поэтому инвестиции в них могут дать ощутимый эффект.

В целом, мы можем говорить о сохранении высокой инвестиционной емкости Украины. В потенциале, в стране есть множество точек для роста, вложения в которые могут привести к достаточно высокой отдаче. Условной точкой роста я бы назвал конверсию теневого экономического ресурса, объем которого зарубежные эксперты оценивают в 45% ВВП. Однако, чрезмерные усилия, направленные на детенизацию отечественной экономики, могут привести к противоположному эффекту.


Александр Савченко, экс-замглавы НБУ, бывший замминистра финансов, ректор Международного института бизнеса

О стартовых возможностях украинской независмости

Определение архаичность является очень метким для Украины. Причем, архаичность свойственна не только экономике, но и обществу. Удельный вес малообразованного сельского населения в Украине наибольший в Европе. Когда распался Советский Союз, я проводил расчеты, касающиеся удельного веса докторов и кандидатов наук, уровня культуры, который измерялся количеством театров, концертных залов, печатных СМИ и т.п. И, как это ни парадоксально, наши показатели были существенно хуже, чем в среднем по Союзу. В частности, по уровню культуры мы проигрывали России в 3 раза, а балтийским странам - в 4-5 раз. Средняя заработная плата перед распадом СССР в Украине была на 25% меньше, чем в целом по Союзу и существенно меньше чем в России. Капитальные вложения были в два раза ниже, в сравнении с Россией, а показатели жилищного строительства – еще хуже. Поэтому распространенные доводы о том, что Украина была одной из наиболее развитых республик СССР, являются не более чем мифом. На самом деле в Советском Союзе наша страна была изгоем и в сфере культуры, и в образовании, и в экономике.

В составе СССР Украина была изгоем и в сфере культуры, и в образовании, и в экономике

Сегодня экономические механизмы в Украине также являются архаичными. Инструменты монетарной, бюджетной и фискальной политики в стране законсервированы на уровне 90-х годов. В те времена министры и главы Нацбанка абсолютно не понимали, что такое монетарная и курсовая политика, чем опасен бюджетный дефицит и какова его взаимосвязь с инфляцией. За 20 лет ситуация только ухудшилась. Интеллектуальный уровень элиты, руководящей страной, и всего общества в целом не поднялся выше. Мы не стали более образованными, культурными, читающими. В частности, книг в Украине издается в 5 раз меньше, чем в Германии и в 2-3 раза меньше, чем в России.


О реформах

Я заметил следующую закономерность – чем более недооцененной становится нацвалюта страны относительно паритета покупательной способности (соотношение валют по покупательной способности к определенному набору товаров и услуг), тем менее развитым является общество и уровень экономической власти. По паритету покупательной способности курс гривни сегодня должен составить не 8, а 4 грн. за доллар. За 20 лет мы скатились на предпоследнее место среди стран, по которым ведутся расчеты. Это происходит потому, что все экономические проблемы мы решаем не благодаря активной и адекватной экономической политике, а за счет двух шагов – внезапной глубокой девальвации или большой затяжной инфляции. Таким образом, в Украине все проблемы перекладываются на плечи маленьких украинцев, честных бизнесменов, которые наработали денежные накопления и затем потеряли их. А когда все становятся бедными, поступает некий толчок для развития и наши товары начинают активно продаваться за границей. Подобная экономическая политика является крайне неразумной.

Экономические проблемы в Украине решаются не благодаря активной и адекватной экономической политике, а за счет глубокой девальвации или затяжной инфляции

Сегодня мало кто верит в то, что Украина может начать экономические реформы. Если их не инициировали на протяжении года после президентских выборов – время потеряно. Причем такое происходит в Украине на протяжении двадцати лет.

Об инвестициях в коррупцию, плохих и хороших компаниях

Погоду в экономике делают предприятия. Согласно одной модной и вполне адекватной теории, все компании можно условно разделить на "хорошие" и "плохие". К первым относятся те, которые зарабатывают прибыль за счет интенсивного труда, уменьшения расходов и внедрения инноваций. "Плохие" компании, напротив, развиваются за счет доступа к госбюджету, рэкета, неуплаты налогов и т.п. В экономике США и Евросоюза доминируют "хорошие" компании. В Украине, по моим подсчетам, преобладают "плохие" компании. Их доля составляет примерно 75-80%. Ведь бизнес стоит перед выбором, куда инвестировать деньги – в подкуп чиновников, открывающих доступ к ресурсам, или в инновации. Но, к сожалению, пока в нашем обществе более эффективными являются инвестиции в коррупцию.

Около 75-80% украинского бизнеса получает прибыль за счет доступа к госбюджету, коррупционных схем и неуплаты налогов. Такие компании приводят к власти соответствующих людей

Улучшения жизни в Украине можно ожидать тогда, когда количество "хороших" и "плохих" компаний станет равным. Когда инвестировать в инновации и повышение продуктивности труда будет интереснее, чем в коррупцию, количество "хороших" компаний будет расти. В том числе за счет перехода плохих участников бизнеса в состояние нейтральных и затем хороших. Ведь когда плохая компания достигает экономического процветания, у нее возникает объективная заинтересованность в стабилизации. С другой стороны, у нас все-таки прогрессирует гражданское общество и растет уровень журналистики, что также способствует движению в правильном направлении. Когда доминировать начнут "хорошие" компании, они приведут к власти новых людей. По моим подсчетам, это произойдет примерно в 2021 – 2024 годах. Но не стоит рассчитывать на то, что ситуацию изменят очередные выборы. Ведь политиков выбирают не люди, а корпорации – "хорошие" или "плохие".

Роман Шпек, экс-министр экономики, старший советник Альфа-Банк (Украина)

О ключевых ошибках реформ

В 1990-е годы реформы проходили значительно быстрее, чем сейчас. Тогда было сильное давление обстоятельств. Сейчас ситуация выглядит более спокойной, но Украина теряет в глобальных гонках. Рост экономики на 0-1% при росте мировой экономики на 3% - это путь отставания.

При многих реформах в период независмости создавались многочисленные льготы, исключения, урезались первоначальные планы. Поэтому происходил худший сценарий - устранение старой системы без полноценного внедрения новой. Неполнота реформ создавала перекосы в регуляторной политике государства, потери для государственных финансов, неэффективность проводимых мероприятий, социальное недовольство результатами, дискредитацию всего процесса преобразований.

Чрезвычайной проблемой для Украины является сохранение архаичной системы социальной защиты

Эффективность системы льгот и социальных трансфертов низка. Пенсионную реформу не провели. Чрезвычайно большой проблемой для Украины является сохранение архаической системы социальной защиты. При такой системе невозможно строить экономику развития. У нас неработающего населения на 10% больше, чем в России (29% от всего населения страны). В России, например, на конец 90-х годов было около 19% безработного населения. Так сложилось исторически: лесозаготовители, химики, военные, нефтяники - все ехали на пенсию в Украину. Ко всему этому добавилась ликвидация последствий Чернобыльской аварии. Однако, эффективные управленческие решения, которые бы учитывали такую специфику демографической структуры Украины, за 20 лет так и не были выработаны. В результате, государство не в состоянии финансировать свои грандиозные обещания.


От этого страдают сами реформаторы - непрозрачность принятия решений (отсутствие внятных документов государственной политики - "белых книг", "дорожных карт", четких программ реформ с графиками внедрения и ожидаемыми результатами; нелепые мероприятия по разъяснению изменений, использование подхода "сверху- вниз" и пренебрежение демократическими процедурами согласования интересов и общественных консультаций) - все это приводит к низкой популярности реформ и социальной апатии, непопулярности власти в обществе.

Точки роста

Создание конкурентной среды. Многочисленные исследования доказывают, что эффективность украинской экономики существенно отстает от эффективности экономик других стран региона. Самый простой способ это увидеть - сравнить ВВП на душу населения, который в несколько раз меньше показателей Польши, России и Турции. Для повышения эффективности экономики нам нужно осуществлять дерегуляцию, минимизацию непроизводительных потерь времени (процедуры, устаревшие технологии), расшивку узких мест в инфраструктуре, стимулировать инвестиционную деятельность, развивать конкурентную среду (зависимость эффективности от конкуренции является научно доказанным фактом).

Переориентация экономики на IТ-рынки и другие высококвалифицированные сферы (медицинские технологии, биотехнологии). В Украине уже есть мощная IТ-отрасль. Большая ее часть работает на аутсорсинг, то есть создает прибыль и капитал за границей. Нужно создавать условия для содействия дальнейшему развитию отрасли именно в Украине, чтобы она развивала IТ-кластеры именно здесь, а не была "подготовительным этапом для эмиграции мозгов". Это ни в коем случае не означает ограничение аутсорсинга - тогда мы убьем отрасль. Нужно поддержке экономики учиться у китайцев, японцев и корейцев - сначала работаешь на экспорт (это мы сегодня), а потом уже получаешь рост собственного рынка.

Нужно перейти от субсидирования потребления (газа, электроэнергии, других природных ресурсов) к субсидированию инвестиций

Реформирование бюджетной системы. Нужно перейти от жизни сегодняшним днем к стратегическому видению, иначе все разговоры о реформах и ускоренное развитие обречены оставаться разговорами. Нужно перейти от субсидирования потребления (газа, электроэнергии, других природных ресурсов) к субсидированию инвестиций и субсидированию роста доходов. Тот, кто инвестирует в перспективные проекты и зарабатывает на этом больше, должен комфортно чувствовать себя в Украине. Сейчас, когда Европа и США вынуждены увеличивать налоговое давление, а мир обременен инвестициями в облигации (что оттягивает деньги у предпринимательства), у нас есть шанс стать привлекательной для предпринимателей страной на карте мира. В бюджете должны быть заложены существенные средства для государственного участия в перспективных отраслевых проектах, средства для "узкоспециализированных" налоговых льгот, расходы на развитие инфраструктуры для бизнеса и радикальное улучшение государственных услуг.

Обеспечение прав собственности. Украина имеет множество проблем с определением титулов на право собственности, с доступностью информации о правах собственности, с защитой прав собственников и кредиторов. Судебная система должна быть авторитетным органом, а не лотереей с возможностью влияния заинтересованных сторон на результаты. Реформирование прав собственности и защиты любых связанных с собственностью прав (право распоряжения, сервитуты, авторские и смежные права, права кредиторов) - ключевая задача интеграции Украины в мировое сообщество экономически успешных стран.

О гривне

Не надо увлекаться стабильностью денежной единицы. Я считаю, что более важно, чтобы курс был реальным. Если он, к тому же, стабильный - еще лучше. Если же главной будет мысль: "только бы гривня была стабильной", - это будет иметь печальные последствия.

Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова

Об экономической политике

После развала СССР ВВП в Польше вырос в 4 раза, России — вдвое, а в Украине - только на 25%.

Структура украинской экономики - архаичная, неконкурентная. И это очень хорошо видно по уровню промышленного производства. Сегодня индекс промышленного производства находится на уровне разгара кризиса 2009 года.

Бюджетный процесс в Украине сродни латанию дыр на дорогах. А нужно строить новые дороги

Власть не научилась выводить экономику из шоковых состояний. К примеру, власти ожидают снижения стоимости газа и при этом не принимают меры для решения сложных социальных проблем. Власть не выходит за рамки своих социально-политических соображений. При формировании экономической политики на первом месте стоят не экономические предпосылки, а политические составляющие.


О бюджете, налогах и отношениях с Россией

Нельзя сказать, что мы вовсе не развиваемся. Но ощущение того, что мы больше теряем, чем приобретаем, что многое происходит не благодаря, а вопреки "усилиям" властных структур, не покидают.

Не произошло прорыва в бюджетном процессе. Сколько мы говорили о том, что бюджетный процесс должен быть открытым и содержательным, что Налоговый кодекс должен принести хоть какое-то облегчение... В результате, все, что можно вспомнить, это то, что сразу после утверждения Налогового кодекса (когда премьер-министр назвал его лучшим налоговым кодексом Европы) состоялись массовые протесты предпринимателей. Это заставило президента наложить вето, подать два десятка поправок и замечаний, и Верховная Рада на следующий день, по сути без обсуждения, приняла этот кодекс. А сейчас - опять недовольные разговоры. Не от хорошей жизни, в частности, ожидается переход от взимания НДС к НДС плюс налог с оборота.

Почему Украина ни разу не обратилась в ВТО относительно проблем во взаимоотношениях с Россией? Еще в 2006 году начались широкомасштабные мясомолочные войны. Усилия должны направляться не на локальные договоренности между представителями власти, а на формирование экономических институтов, с помощью которых нужно обращаться за помощью к международному сообществу. Если Украина сейчас не обратится в ВТО и МВФ, то, думаю, вопрос торговых осложнений с Россией будет решен без учета интересов Украины.


Глеб Вышлинский, замдиректора GfK Ukraine

О потребительских настроениях

Во время президентства Виктора Ющенко отношение украинцев к развитию экономики напоминало качели: от очень высоких до очень низких оценок и наоборот. Во время президентства Виктора Януковича был пик ожиданий граждан (июнь 2010 года), затем - разочарование и сейчас - обещанная стабилизация. Правда, стабилизация прошла на уровне 2000 года. То есть оптимизм граждан находится на уровне четырнадцатилетней давности. Если основным способом управления поведением потребителей является создание ограничений, то о каком экономическом оптимизме мы можем говорить?

Украинцы одинаково пессимистично оценивают перспективы как ближайших 12 месяцев, так и ближайших пяти лет

Украинцы стали большими реалистами. Теперь они понимают: если нет доверия ко власти, если экономика не будет развиваться быстрыми темпами, то, наверное, и свои амбиции относительно потребления следует сдерживать. Это негативно для экономики: если люди боятся потреблять, то внутреннее производство не стимулируется.


Спецпроект ЛІГА.net к 22-летию независмости

Смотреть полное видео круглого стола

Обсудить на форуме