Глава Европарламента Мартин Шульц готов во всем поддержать нового президента Франции Франсуа Олланда (Источник: EPA)

Редко какие выборы вызывали столь широкий резонанс во всем Европейском Союзе как президентские выборы во Франции. Редко смена руководства в одной стране-члене ЕС вызывала ожидания подлинной смены политического курса.

Замечательно, что новый европейский демос и государственная сфера восстанавливаются после экономического кризиса. Жители ЕС начинают понимать, насколько они взаимозависимы. Неудачи одной страны могут угрожать экономике всего ЕС и могут поставить под вопрос плоды 60-ти лет интеграции. Мир, солидарность и процветание не являются необратимыми достижениями: лишь работая совместно, все 27 стран могут гарантировать их.

Победа Франсуа Олланда – новый шанс для ЕС. Эта победа должна положить конец политике, ориентированной исключительно на жесткие меры, парализовавшие экономику наших стран и разделившие ЕС. Приверженность нового французского президента политике экономического роста ЕС принесла надежду гражданам и не должна никого настораживать – и, уж, конечно, не финансовые рынки.

Новый план экономического роста не будет заключаться в печатании денег

Планы Олланда реализовать программу экономического роста попали на благодатную почву, в особенности в Европейском парламенте, который неоднократно призывал к подобным мерам. Меня радует, что данные инициативы все чаще подхватываются и господствующими политическими силами, в том числе, совсем недавно, председателем Европейского центрального банка Марио Драги. Аналогичным образом, Европейская комиссия работает над "соглашением об экономическом росте", которое будет обсуждаться лидерами ЕС в июне. Вообще, ЕС нужен генеральный план для того, чтобы избежать резкого экономического спада, роста безработицы и ослабления банковских систем.

Новый генеральный план экономического роста будет заключаться не в печатании денег. Налогово-бюджетная дисциплина остается исключительно важной, как и глубокие структурные реформы. Соглашение об экономическом росте может должным образом финансироваться новыми источниками доходов. Такими как налог на финансовые операции и облигации по совместным проектам инвестиций в инфраструктуру, или за счет борьбы с уклонением от налогов, с налоговым мошенничеством и посредством ликвидации налоговых убежищ, а также с помощью более эффективного и разумного использования структурных фондов.

Что нужно сделать? Во-первых, приоритетом должны стать целевые инвестиции. Европейский инвестиционный банк сможет стать хорошей движущей силой (в дополнение к облигациям по новым проектам) для стимулирования расходов на крупные проекты развития инфраструктуры (например, в секторе энергетики). Европейскому инвестиционному банку можно дать значительно больше ресурсов для стимулирования его программ кредитования. В долгосрочной перспективе мы должны вернуться к идее общих еврооблигаций.

Направление структурных фондов ЕС на инновации имеет большое значение, учитывая, что наши расходы на исследования и разработки пугающе малы по сравнению с соответствующими расходами наших международных партнеров. Фундаментальная реформа общей сельскохозяйственной политики не должна оставаться под запретом, ведь существующая политика не обеспечивает ни устойчивого развития сельского хозяйства, ни достойного заработка для фермеров. Без сомнения, на этом фронте нас ждут трудные переговоры, в том числе и с Олландом.

ЕС не может позволить себе принести в жертву целое поколение

Во-вторых, главным приоритетом должна быть молодежь. Здесь наша ответственность двойная: вернуть экономический рост, но также незамедлительно отреагировать на человеческую трагедию, ударившую по молодежи. Уровень безработицы в еврозоне равен 10,9%, это самый высокий уровень со времени введения евро. Молодежь в первую очередь страдает от последствий кризиса, платит непропорционально высокую цену. Безработица среди молодежи, например, в Испании, превышает 50%.

Мы не можем позволить себе принести в жертву целое поколение, которое может уничтожить общественное устройство и стабильность ЕС. Нам нужен срочный план действий для чрезвычайных обстоятельств: инвестировать в финансирование профессионального обучения, совершенствовать возможности образования и, самое главное, создавать стимулы для работодателей нанимать молодежь.

ЕЦБ предлагает долгосрочные займы банкам под выгодный процент. Эти деньги следует ссужать мелким и средним предприятиям, которые представляют собой источник жизненной силы для экономики ЕС. ЕС также нужны совместные инициативы, которые заменят собой узкие двусторонние соглашения по борьбе с уклонением от налогов и с налоговыми убежищами.

В-третьих, государства-члены не должны беспорядочно урезать бюджет ЕС во время переговоров о плане долгосрочных расходов ЕС на 2014-2020 гг. Если мы действительно хотим принять генеральный план экономического роста, мы должны обеспечить необходимые средства его реализации. Бюджет ЕС – это инвестиционный двигатель, ускоряющий экономический рост и создающий рабочие места. Им финансируются важнейшие общеевропейские транспортные и энергетические линии. Он содействует новаторству и ускоряет исследования и разработки. Бюджет ЕС привлекает инвестиции, обеспечивает экономию за счет роста масштабов производства и не может иметь дефицита.

Нехватка у ЕС солидарности, воображения, мужества, единства и дальновидности в последние годы привели к тому, что для многих ЕС стал символом разобщенности. Мы не можем позволить этому продолжаться. Избрание Олланда дает нам ценную возможность справиться с проблемами, стоящими перед ЕС. Если эти проблемы не решаться, будет расти безработица, страх и злоба, которые приведут к усилению ксенофобии и расизма и, таким образом, подвергнут риску величайшие достижения ЕС.

Но давайте будем оптимистами. Еще не слишком поздно. ЕС все еще может выйти победителем из своих сегодняшних экономических бед. ЕС наконец-то меняет стратегию, и его лидеры найдут энергичного партнера в лице Европейского парламента.

Мартин Шульц, президент Европейского парламента.

©Project Syndicate, 2012

Источник