Источник: EPA

Вчера вечером канцлер Германии Ангела Меркель и новый президент Франции Франсуа Олланд встретились в Берлине. Главным результатом первой встречи лидеров Германии и Франции стала их готовность попытаться совместить призывы к экономическому росту с требованиями финансовой дисциплины в ЕС, сообщает BFM.RU

Эта встреча была обречена на скромный успех. Задолго до инаугурации Франсуа Олланда британские таблоиды окрестили франко-германский саммит Merde ("дерьмо") по первым трем буквам в фамилии Merkel и последним двум от Hollande. Во вторник вечером, как написали бы в советских газетах, "силы природы попытались воспрепятствовать встрече": в самолет французского лидера угодила молния. Но упорный Олланд в свой первый рабочий день в качестве президента Франции все равно прибыл в Берлин, хотя и со второй попытки.

Кричащие отличия между собеседниками можно перечислять долго — от несходства политических взглядов ("левый Олланд, "правая" Меркель) до несходства темпераментов и всем известной позиции фрау Меркель в отношении французских выборов, на которых она публично поддержала соперника Олланда, Николя Саркози (которого сторонники Олланда сравнивали с маршалом Петеном, сотрудничавшим с нацистскими оккупантами). И главное: Ангела Меркель олицетворяет собой крестовый поход за финансовую дисциплину в Европе как способ спасения Евросоюза и единой европейской валюты, в то время как Франсуа Олланд победил на выборах под лозунгами против затягивания поясов и за развитие.

Холодный мир после словесной войны

При таком раскладе сторонам на первой встрече в Берлине было достаточно просто не нахамить друг другу, чтобы саммит сочли успешным. Что, собственно, и произошло. Оправдался прогноз людей из близкого окружения Олланда: при всех несходствах оба политика — люди достаточно обходительные, чтобы повздорить на первом свидании.

Берлин не отвергает с порога некоторые из ранее озвученных Олландом идей о стимулировании экономического роста в ЕС

Главное достижение берлинской встречи, по оценке агентства Reuters, заключается в том, что стороны, признавая различия в подходе к способам стимулирования экономического роста в условиях рецессии в Европе, договорились сблизить позиции к июньскому саммиту ЕС.

Олланд может представляться немцам неопытным популистом, но он опирается в той или иной мере на моральную поддержку так называемых "периферийных" стран ЕС — от Португалии и Греции до Ирландии, включая Испанию и Италию. Выступая на совместной пресс-конференции в Берлине, французский лидер повторил свой предвыборный тезис о необходимости пересмотра европейских договоренностей в фискальной сфере, чтобы включить в них "параметр роста". Со своей стороны, фрау Меркель выразилась в том духе, что лично она не имеет ничего против экономического роста (с чем сложно не согласиться с учетом того, как развивается Германия) и будет счастлива ознакомиться со взглядами на этот феномен французского гостя.

Берлин не отвергает с порога некоторые из ранее озвученных Олландом идей о стимулировании экономического роста в ЕС, включая повышение роли Европейского инвестиционного банка. Беда в том, что, как замечает Reuters, все эти идеи мало что изменят в положении такой страны, как Греция, которая уже пятый год находится в состоянии рецессии и близка к коллапсу. Несмотря на оказываемую Евросоюзом помощь (или вследствие того, на каких условиях эта помощь оказывается), безработица в Греции достигла 22%.

Если в чем и оказались единодушны на встрече в Берлине Олланд и Меркель, так это в озабоченность развитием ситуации в Греции. Более того, как отмечает The Financial Times, французский президент поддержал фрау Меркель в том, что греки должны выполнить взятые на себя обязательства перед ЕС и МВФ.

Не так страшен Олланд

Что касается личных контактов с Олландом, то в свое время германскому канцлеру потребовалось значительное время, чтобы привыкнуть к манерам Николя Саркози, который при всякой встрече норовил потрогать ее руками и чмокнуть в щеку по французскому обыкновению. В дальнейшем она свыклась с особенностями общения с французским президентом, но, как передает Reuters, со ссылкой на окружение фрау Меркель, непредсказуемое поведение "друга Николя" не раз вызывало раздражение в Берлине.

Вполне возможно, что привыкать к осторожному Олланду с его мягкими манерами будет проще. К тому же при желании можно найти и некоторые сходные черты в биографиях двух лидеров. Они одногодки, выросли в религиозных семьях и оба не скрывают презрительного отношения к шоуменским приемам своих предшественников (Меркель — к Шредеру, Олланд — к Саркози).

По материалам BFM.RU