33249_image_large.jpg

Сегодня в едином социальном взносе (ЕСВ) видят основной фактор тенизации заработных плат в Украине. Однако следует помнить, что уменьшение нагрузки совсем не обязательно приведет к росту базы начислений. Рассчитывать, что в течение нескольких кварталов или даже года фонд оплаты труда (ФОТ) полностью детенизируется, не стоит. Наоборот, возрастают риски финансовой недостаточности Пенсионного фонда, поскольку его доходы в значительной степени зависят от ЕСВ, уплачиваемого работодателями. За счет чего будет покрываться этот дефицит? Здесь есть большое поле для дискуссий и рекомендаций. Это могут быть и заемные средства, и компенсаторы в виде временных налогов. Эмиссионные источники, понятно, не желательны.

Учитывая поведенческие эффекты (плательщики не всегда ведут себя рационально), более целесообразным выглядит не одноразовое и кардинальное уменьшение размера ЕСВ, а выравнивание объемов начислений на ФОТ между наемными работниками и работодателями в соотношение 50 на 50 в течение среднесрочного периода.

Целесообразным выглядит не одноразовое и кардинальное уменьшение размера ЕСВ, а выравнивание объемов начислений на ФОТ между наемными работниками и работодателями в соотношении 50 на 50 в среднесрочном периоде

Это соотношение может варьироваться в зависимости от целей реформирования и обстоятельств времени, а постепенность выравнивания позволяет отследить реакцию плательщиков для избежания лишних рисков. Часть средств, которые платит работодатель за наемного сотрудника, следует сразу направлять в государственный накопительный пенсионный фонд (2-й уровень системы пенсионного обеспечения). Такие меры позволят, во-первых, провести постепенную детенизацию ФОТ и уменьшить дефицитность Пенсионного фонда. Во-вторых, - повысить качество пенсионного обеспечения, и, наконец, - усилить инвестиционный потенциал отечественной экономики. Но главное – это создание стимулов детенизации ФОТ как для наемных сотрудников, так и для предпринимателей.

Если, по экспертным оценкам, в тени скрыто от налогообложения около 200 млрд. грн. фонда оплаты труда, то значительно большей может оказаться сумма доходов крупного бизнеса, а также наличных, обслуживающих коррупционные схемы

Помимо этого следует помнить, что теневые доходы существуют не только в форме заработной платы. Значительная часть доходов в теневом секторе экономики – это доходы предпринимателей, а также коррупционный доход отечественной бюрократии. И если, по экспертным оценкам, в тени скрыто от налогообложения около 200 млрд. грн. фонда оплаты труда, то значительно большей может оказаться сумма доходов крупного бизнеса, а также наличных денег, обслуживающих коррупционные схемы. Криминальный бизнес здесь вообще не в счет, потому что это совсем другая история.

К слову, сейчас прорабатывается вопрос внедрения системы обязательного представления деклараций о доходах всеми гражданами Украины, за некоторыми исключениями. Чисто с технической точки зрения Миндоходов, мне кажется, уже готово к нововведению. Остается доказать обществу необходимость подобного шага и избежать негативного социального резонанса.

Для справки

Результаты проводимого Transparency International ежегодного подсчета Индекса восприятия коррупции свидетельствуют, что в 2012 году ситуация в Украине оставалась неутешительной. Согласно последним данным, наша страна занимает 144 место из 176 стран, охваченных исследованием.

Константин Швабий,

замдиректора Научно-исследовательского центра по проблемам налогообложения

Национального университета Государственной налоговой службы