28607_image_large.jpg

В преддверии саммита лидеров еврозоны канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что при ее жизни никаких коллективных бондов в еврозоне не будет. Ее заявление передает агентство Bloomberg.

Коллективные облигации – известный камень преткновения между Меркель и теми странами-членами еврозоны, ситуация в которых сейчас особенно напряжена. Правда, Греция никогда не делала громких заявлений за или против единых облигаций (хотя эта страна – первая из потенциальных заемщиков), но у нее слишком много своих финансовых проблем, а у ее министров – проблем со здоровьем. Зато Франция, Италия и Испания постоянно упоминают о выпуске таких бондов как одном из путей преодоления кризиса. Им вторят президент Евросовета Херман Ван Ромпей, председатель Еврокомиссии (ЕК) Жозе Мануэл Баррозу, а также глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер. Упорство (или упрямство) Меркель называет большой ошибкой Эрик Маскин - лауреат Нобелевской премии по экономике 2007 года. Он считает выпуск коллективных бумаг необходимым условием сохранения целостности еврозоны.

Выпуск коллективных облигаций противоречит конституции Германии


И тем не менее, "немецкая коалиция" сильнее, хотя бы потому, что в ее состав входят Нидерланды, Финляндия, Австрия, имеющие наивысшие рейтинги по версии ведущих мировых агентств. А вот рейтинг Франции по версии Standard & Poor's был понижен до АА+ еще зимой.

Кроме того, по мнению некоторых аналитиков, именно Франция будет переживать трудности после Италии и Испании. За июнь доходность по эталонным десятилетним облигациям этой страны выросла с 2,07% до 2,63%. Стратегист лондонской Newedge Group Билл Блейн отмечает, что желающих купить французские долги сейчас очень мало. Под руководством "фаната роста", президента Франции Франсуа Олланда экономика страны продемонстрировала нулевой рост в первом квартале, зато безработица продолжает расти.

Германия, однако, держится своей точки зрения по поводу коллективных облигаций. Это неудивительно: их выпуск противоречит конституции страны как бумаг, не имеющих ограничений по объемам заимствований. Меркель считает этот шаг преждевременным в условиях отсутствия в еврозоне единой бюджетной политики. Берлин хочет также большей политической интеграции и считает несправедливым для немцев гарантировать долги всего валютного союза в условиях роста стоимости заимствований для самой Германии.

Что думают по этому поводу немцы, сказать сложно, потому что в стране не проводились соответствующие крупномасштабные опросы. Однако известно, что рейтинги партии Меркель в некоторых землях снизились как раз за время ее борьбы с кризисом. Недавно федеральный суд ФРГ фактически обвинил Меркель и ее подчиненных в недостаточном информировании депутатов Бундестага относительно механизма создания фонда помощи еврозоне - Европейского механизма стабильности (European Stability Mechanism, ESM). Кстати, голосование в немецком парламенте по вопросу создания ESM и участия в нем состоится 29 июня.

Как отмечает The New York Times, более вероятным, чем единые бонды, станет проект по аккумулированию "плохих" долгов в едином фонде. Эта идея находит все большую поддержку в Германии.

На Ангелу Меркель пытаются надавить политики, финансисты и лауреаты Нобелевской премии - но безуспешно


Согласно плану по созданию такого фонда (предложенному еще в конце прошлого года), избыточный долг 17 стран еврозоны - речь идет об обязательствах сверх порога в 60% ВВП или суммарно почти о $3 трлн., по некоторым оценкам - должен быть аккумулирован в рамках единого европейского фонда, чтобы быть погашенным в течение 25 лет. В отличие от коллективных облигаций, этот фонд будет ограничен в объемах, что автоматически делает его конституционно приемлемым для ФРГ.

Нечто подобное советует Германии и финансист Джордж Сорос. Правда, его проект единого фонда долгов является скорее предисловием к единым бондам, чем альтернативным решением. Сорос указывает на то, что такой фонд стал бы "модифицированной формой Европейского пакта погашения задолженности", который был в свое время предложен Советом по экономическим вопросам Меркель и одобрен немецкими социал-демократами и "зелеными". Фонд мог бы выпускать общие или суверенные казначейские векселя и применять (через Европейский финансовый орган, ЕФО) санкции к тем странам-должникам, которые не в состоянии выполнить свои обязательства.

Что же касается условия, выдвигаемого Меркель – создания политического союза прежде финансового и банковского – Сорос называет его нереальным и необоснованным. По его словам, все три союза должны развиваться вместе. А вот что думает по этому поводу Ангела Меркель, возможно, выяснится завтра или послезавтра.


Александра Колесниченко